«Самолет Плюс» объявляет операционные результаты за 2024 год
Напомню, в середине года компания провела pre-IPO, в котором я участвовал.
Общее количество сделок составило 185,9 тысяч, а сделок с недвижимостью – 96 тыс (+1% г/г). Из них 65% пришлось на вторичку и 35% на первичку.
— Выручка: 7,9 млрд рублей (х6,7)
— Сумма основного долга: сокращение с 10 млрд до 0,8 млрд
— Выход на операционную безубыточность по итогам года
Компания подтверждает планы по выходу на IPO в конце 2025-2026 году. А в ближайшие месяцы торговля акциями начнется на внебиржевом рынке Мосбиржи.
В операционном отчете много странностей, на которых нужны разъяснения менеджмента. Во-первых, не был достигнут план по выручке в 10 млрд рублей. Более того, по итогам года выручка (7,9 млрд) оказалась меньше (!), чем за 9 месяцев 2024 года. Такого я еще не встречал. Компания в примечании объясняет подобное следующим:
Часть контрактов, учтенных в выручке за 9 месяцев 2024 года, была расторгнута в 4 квартале 2024 года по инициативе Самолет Плюс в рамках адаптации к текущим рыночным условиям и изменившейся денежно-кредитной политике, что позволило сосредоточиться на наиболее эффективных направлениях бизнеса и обеспечить устойчивость финансовых показателей.
В преддверии IPO «Сибур» опубликовал отчетность за 2024 год. Показатели следующие:
▪️Выручка: 1,171 трлн (+7,7% г/г)
▪️EBITDA: 477 млрд (-2,2% г/г)
▪️Чистая прибыль: 196 млрд (+16,5% г/г)
▪️Чистый долг/EBITDA: 1,8х
Также из опубликованной в пресс-релизе информации можно выделить следующие важные тезисы. Главным рынком сбыта является отечественный, где в 2024 году «Сибур» нарастил продажи на 11%. Основные отрасли-потребители: строительство, автомобилестроение, фармацевтика, упаковка. Можно сделать вывод, что в 2025 году будет серьезное давление со стороны спроса. Если фарма у нас продолжает развиваться, то в строительстве и в автомобилестроении имеются серьезные проблемы. Поэтому прорывных показателей за 2025 год вряд ли стоит ожидать.
Зато у «Сибура» есть козырь в виде реализующейся масштабной инвестиционной программы. Это финальный этап строительства Амурского ГХК (сейчас готов на 70%), расширение мощностей на Нижнекамскнефтехиме, Казаньоргсинтезе и ЗапСибНефтехиме. К 2028 году мощности по производству полимеров (в случае реализации всех инвестпроектов) могут вырасти в 1,6 раз. Причем этот рост будет плавным.
На прошедшей неделе было объявлено о проведении масштабной дополнительной эмиссии в «Сегеже». Всего по закрытой подписке будет привлечено до 101 млрд рублей, а цена акции составит 1,8 руб. Несложно посчитать, что эмиссия будет осуществлена примерно на 56,11 млрд акций (при реализации на 101 млрд). Это увеличит текущее число акций в 4,57 раз (с 15,69 до 71,8 млрд). Подобные истории у нас на рынке были, но они, естественно, происходили редко. Самый свежий пример – ОВК, где размытие произошло в 25 (!) раз. Однако после этого вагоностроительная компания разрешила все свои проблемы, перезапустила работу и сейчас показывает отличные финансовые результаты. Получится ли такое с «Сегежей»?
Проблема компании заключается не только в высокой долговой нагрузке (143 млрд на конец третьего квартала), но и в работе в минус на операционном уровне. За три квартала операционный убыток составил 2,045 млрд рублей. В целом, не очень много при выручке в 75,9 млрд, но это только операционный уровень.
Исправить подобное могут три главных фактора: серьезный рост цен на продукцию на экспортных рынках (в основном на пиломатериалы), девальвация рубля и рост объемов выпуска.
Во вторник 29 октября «Яндекс» представил отчетность по МСФО за III квартал и 9 месяцев 2024 года. Показатели вышли сильными. Уверенный рост по всем направлениям продолжается, а маржинальность бизнеса увеличивается. Для начала посмотрим общие цифры.
III квартал:
Выручка: 276,8 млрд (+36%)
▪️ Скорр. EBITDA: 54,7 млрд (+66%)
▪️ Рентабельность скорр. EBITDA: 19,8% (годом ранее – 16,1%)
▪️ Скорр. чистая прибыль: 25,1 млрд (+118%)
9 месяцев:
▪️ Выручка: 754,4 млрд (+37%)
▪️ Скорр. EBITDA: 139,9 млрд (+71%)
▪️ Рентабельность скорр. EBITDA: 18,5% (годом ранее – 14,9%)
▪️ Скорр. чистая прибыль: 69,6 млрд (+98%)
Компания сохраняет годовой прогноз по росту выручки на 38-40%, а также цель по EBITDA в 170-175 млрд рублей. Впрочем, на мой взгляд, прогноз по EBITDA является слишком консервативным и «Яндекс» вполне может выйти на 190 млрд., если рентабельность продолжит улучшаться.
Необходимо отметить продолжение роста количества персонала. Теперь в компании работает 28 тыс. сотрудников, что на 15% больше, чем годом ранее.
Даже на фоне текущего состояния фондового рынка России автомобилестроительная компания «Соллерс» является, пожалуй, одной из самых недооцененных. Традиционно наш рынок слабо представлен компаниями сектора обрабатывающей промышленности. А ведь он растет в последние годы рекордными за долгое время темпами. «Соллерс» здесь не является исключением.
Для начала посмотрим на основные финансовые показатели (на конец первого полугодия) и прочие метрики.
Сравнивать 2П23/1П24 с 2П22/1П23 нет смысла, так как большую часть того периода деятельность компания была практически парализована. Работал только УАЗ, да и то, как и другие производители, сильно снизил объемы выпуска автомобиле. Сейчас новые цепочки налажены, определенное восстановление произошло.
Мультипликатор p/e в 4,89 может показаться не особо привлекательным, однако здесь необходимо смотреть на текущие и будущее показатели. Связаны они с ростом CAPEX. В 2П23 он был равен 3,99 млрд, в 1П24 – 3,15 млрд, в то время, как в 1П23 – всего 850 млн. Причем значительную часть инвестиционной программы «Соллерс» финансирует за счет льготных займов Фонда развития промышленности (ставка от 3 до 5%).
Традиционно один из крупнейших ритейлеров «Магнит» воспринимается на нашем рынке в качестве дивидендной идеи. Якобы компания может генерировать чуть ли не под 1000 рублей дивидендов, что обеспечивает высокую доходность. На этом полагании акции «Магнита» росли до середины мая, практически добравшись до уровня в 8500 рублей за бумагу. Однако затем последовал холодный душ: дивиденды за 2023 год были объявлены всего лишь в 412,13 рублей на акцию, что давало 4,84% дивидендной доходности.
На этом фоне котировки начали стремительный обвал, который совпал с общей коррекцией фондового рынка. В результате стоимость бумаг ушла ниже 5000 рублей. Далее возникли непонятно откуда появившиеся слухи о возможном выкупе казначейского пакета на 6500 руб., и бумаги начали резкий рост, практически дойдя до 6000 рублей. Однако репо было продлено еще на год. И вновь последовал обвал до <5000 рублей за акцию.
Понятно, что российский рынок традиционно любит дивиденды. Но в ряде случаев они не так важны. Даже наоборот, иногда компаниям выгоднее направлять денежные средства на иные цели, чем делиться прибылью с акционерами. Именно так дело обстоит в «Магните».
Сегодня Михаил Мишустин провел совещание по подготовке бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 гг. За последние 4 года уже стало доброй традицией, что бюджет является сильным. Его планирование осуществляется достаточно профессионально, предусматриваются практически все детали как по доходной, так и по расходной частям. В результате исполнение также оказывается на высоком уровне.
При этом не могу не обратить внимание на некоторые моменты, которые не исправляются на протяжении долгого времени. Их, собственно, два.
Первый – адекватное определение реальной цены на нефть марки Urals. Минэк до сих пор использует данные британского агентства Argus, а Минфин отсчитывает от них налоговую базу. Потери – до 1 трлн рублей в год.
Второе – подход к управлению государственным долгом. Его совокупный объем, действительно, не очень большой. Однако проценты, которые в настоящий момент платит Минфин, огромны. Здесь, конечно, можно в очередной раз обратить внимание на необъяснимую с адекватной точки зрения денежно-кредитную политику ЦБ, но ведь именно Министерство финансов поразмещало в предыдущие годы флоатеров, а теперь выпускает ОФЗ с доходность в 16% на 12 лет. Такое делать недопустимо.
Вчера финансовые результаты за первое полугодие представил «Элемент», сегодня — «МТС-Банк». Примечательно, что обе компании провели в этом году успешные (для себя) IPO, где разместились, мягко говоря, не по самой низкой цене.
Элемент 1П24
▪️Выручка: 19,8 млрд (+29%)
▪️EBITDA: 5,6 млрд (+20%)
▪️Чистая прибыль: 3,8 млрд (+13%)
▪️Чистый долг: 2,3 млрд (-74%)
▪️Capex: 5,2 млрд (+86%)
«Элемент», как и обещал, реализует масштабную инвестиционную программу. С целью привлечения финансовых ресурсов он, собственно, и выходил на IPO (15 млрд рублей — рекорд с 2022 года). За первое полугодие нарастили Capex на 86% до 5,2 млрд рублей. Получили на баланс кэш, за счет чего на 74% снизился чистый долг. От роста процентных ставок «Элемент» не страдает, так как больше половины портфеля займов составляют льготные кредиты от правительства (об одном из таких писал у себя на канале), а средняя стоимость долга — всего 9,2%. Меньшие темпы роста EBITDA и чистой прибыли по сравнению с выручкой обусловлены как раз активными инвестициями в развитие и немного превышением темпов роста операционных расходов над выручкой.
Вчера отчет по РСБУ за второй квартал и полугодие представили сразу две связанные между собой организации – инвестиционный холдинг SFI и контролируемая им лизинговая компания «Европлан». Начну с «Европлана».
Несмотря на высокую ключевую ставку компания продолжает наращивать финансовые показатели. Так, чистая прибыль за первое полугодие увеличилась на 24% до 8,6 млрд рублей. Впрочем, во втором квартале темпы роста прибыли снизились до +13%, до 5,8 млрд рублей, но, учитывая ситуацию со ставками, это все равно хороший результат. К первому полугодию 2023 года лизинговый портфель вырос на 40% (!) до 242 млрд рублей.
Отчетность «Европлана» по РСБУ является относительно репрезентативной, но итоговые цифр за полугодие посмотрим в отчете по МСФО, куда войдут показатели нескольких дочерних организаций. Чистая прибыль по году ожидается в размере 18-20 млрд рублей. Напомню, холдинг SFI владеет в «Европлане» долей в 87,5%.
Теперь перейдем непосредственно к результатам SFI за первое полугодие:
Сегодня «Аэрофлот» представил отчет по РСБУ за второй квартал и первое полугодие. Результаты оказались неожиданно сильными. Я полагал, что если в первом квартале компания вышла на положительную чистую прибыль (скорректированную, в случае с «Аэрофлотом» надо смотреть именно её), но результаты за второй квартал будут значительно лучше. Но такого я не ожидал.Примечание. В отчете по РСБУ представлены результаты конкретно компании «Аэрофлот». «Победа» и «Россия», входящие в группу, сюда не входят. Их совокупные результаты отображаются в отчете по МСФО.
Так, выручка за шесть месяцев увеличилась на 51,9% до 312 млрд рублей. Себестоимость подросла меньше – на 41,1% до 302,8 млрд. Валовую прибыль, коммерческие и управленческие расходы пропустим. Далее нам важно, что по итогам полугодия прибыль от продаж вышла почти ровно в ноль, причем во втором квартале было получено плюс 2,7 млрд рублей.
10,2 млрд рублей «Аэрофлот» получил в качестве дивидендов от дочерних компаний («Победы» и, возможно, «России»). Отрицательная разница процентных доходов и расходов составила 13,7 млрд рублей, но это меньше чем годом ранее (17,8 млрд). Причем процентные расходы за вычетом договора аренды (куда входит преимущественно льготный лизинг под 1,5-3%) составили 3 млрд рублей против 4,1 млрд. Хотя ставки за год выросли более чем вдвое.