
Дискаунтеры прочно вошли в моду. Они экономят ритейлерам капзатраты, а сопоставимые продажи оказываются выше. Но компании пошли дальше – в сторону еще большей минимизации.
Неожиданно первопроходцем стал Магнит. Он запустил:
▪️ ультрамалые точки Магнит GO с фокусом на самые популярные товары в местах с интенсивным трафиком;
▪️ М Сити с акцентом на готовые блюда и продукцию повседневного спроса;
▪️ Заряд от Магнита – аналог Магнит GO, но с упором на готовую еду.
✅ Вслед за Магнитом, Х5 запускает формат Налету – мини-магазины с акцентом на готовую еду.
Очевидный тренд – сокращение торговой площади при поиске локаций с высоким трафиком. В условиях дорогих кредитов и снижающейся инфляции сложно сохранять прежние темпы органического роста стандартных магазинов. Тем более – супер- и гипермаркетов. Поэтому ритейлеры уходят в ultra-convenience.
🕘 Пока тенденция только зарождается. Но напомним: в 2020–2021 появились жесткие дискаунтеры, и тот же «Чижик» теперь приносит Х5 до 10% выручки. Еще одно возможное следствие – рост M&A в сегменте. В крупных городах и регионах достаточно малых игроков, которых крупные сети готовы покупать.
Девелопер представил нейтральные цифры за 1 полугодие:
🔹 Выручка 328 b₽ (+24% г/г)
🔹 EBITDA 60 b₽ (–20% г/г)
🔹 скорр. EBITDA 33 b₽ (–43% г/г)
🔹 Чистая прибыль 32 b₽ (–22% г/г)
🔹 Остатки эскроу 530 b₽ (+16% г/г)
🔹 Ввод в эксплуатацию 519 тыс. кв. м (–30% г/г)
В отличие от Самолета, ПИК не придерживал готовые объекты и продавал их по максимуму. Треть выручки приходится на строительные услуги, цены на которые росли быстрее, чем на недвижимость. В этом сегменте доход вырос на +52% г/г.
Тем не менее, объемы продаж ниже прошлогодних, а себестоимость строительства увеличилась на 25–30%, как и у остальных девелоперов. В результате EBITDA снизилась.
У компании есть два бонуса:
✅ облигации на балансе, включая валютные – процентный доход составил 24 b₽ (х3 г/г);
✅ беспоставочный форвард на собственные акции, зависящий от расчетной цены на конец периода. В конце 2024 акции были дешевле, поэтому в H1 2025 получили 12 b₽ прибыли.
Без учета переоценок EBITDA снизилась на 43%. Аналогично чистая прибыль упала примерно на 36% г/г.
Оператор морских и интермодальных перевозок отчитался нейтрально:
📍 Выручка 88 b₽ (+12% г/г)
📍 EBITDA 20 b₽ (+9% г/г)
📍 Чистая прибыль 709 m₽ (–60% г/г)
📍 Перевалка контейнеров 387 тыс. TEU (–7% г/г)
📍 Интермодальные перевозки 336 тыс. TEU (+10% г/г)
На снижение перевалки ВМТП влияет ограниченная активность импортеров. Компенсируют это несколькими путями:
🟩 открытие новых портов судозахода в Азии
🟩 запуск сервиса перевозок РФ–ЮАР
🟩 ввод дополнительных кораблей на маршрутах РФ–Азия
Основная проблема в операционном плане – опережающая динамика тарифов РЖД и транспортных услуг. Итог – слабый рост EBITDA.
Почему обвалилась чистая прибыль?
1️⃣ Укрепление рубля привело к отрицательной переоценке валютных обязательств (убыток 7,3 b₽).
2️⃣ Рост расходов по налогу на прибыль в 2 раза.
Пока импорт из Азии не активизировался, компания делает ставку на расширение экспорта из РФ и укрепление присутствия на внутриазиатских морских линиях между дружественными странами.

Лесопромышленный холдинг снова показал слабые цифры:
📍 Выручка 20,2 b₽ (–23% г/г)
📍 OIBDA 506 m₽ (снижение в 9 раз г/г)
📍 Чистый убыток 9,1 b₽ (х2 г/г)
Компания в полной мере страдает от замедления промышленной активности. В бумаге давление идет со стороны производителей цемента (продажи –15% г/г), в пиломатериалах – со стороны застройщиков (продажи –6% г/г).
Дополнительные негативные факторы:
▪️ слабый спрос в Китае – это основной экспортный рынок (78% продаж пиломатериалов);
▪️ укрепление рубля – около половины выручки приходится на зарубежные продажи.
Раз спрос слабый, роста цен нет. При этом рост затрат есть: тарифы РЖД с начала года выросли на 14% и увеличили издержки на перевозки в восточном направлении. Компания попыталась реорганизовать часть сибирских активов, но рентабельность все равно остается низкой – всего 6% по OIBDA.
Основной позитив – долг сократили почти в 3 раза. В Q3 процентные расходы будут значительно ниже.

Один из лидеров краудлендингового рынка слабо отчитался:
📍 Выручка 226 m₽ (–31% г/г)
📍 EBITDA –94 m₽ (год назад 26 m₽)
📍 Чистый убыток 249 m₽ (год назад прибыль 15 m₽)
Пересмотрели риск-профиль бизнеса, сфокусировались на качестве: ужесточили скоринг, снизили процент одобрения. Кроме того, сами компании на фоне ужесточения ДКП сокращают инвестпрограммы, спрос на средства для развития падает. Особенно в малом бизнесе — основных клиентах JetLend.
Причина убытков:
🟥 В 1 полугодии уровень одобрения снизился до 4,74% (–10,33 п.п. г/г)
🟥 Признали 135 m₽ расходов по мотивационной программе
🟥 Увеличение штата для привлечения новых заемщиков (расходы на персонал +20% г/г)
В мае мотивационную программу пересмотрели, сделав её более индивидуальной. С 2026 влияние программы на прибыль будет минимальным. Компания ожидает выхода в операционную прибыль в Q4 2025 и роста выручки в 2 раза г/г в 2026.
👀 Как менялись ожидания руководства:
🔹 Май — предполагался рост выручки в 2025 на 15–20% г/г

Ритейлер мужской одежды нейтрально отработал в H1 2025:
📍 Выручка 10,8 b₽ (+17% г/г)
📍 Скорр. EBITDA 2,3 b₽ (–4% г/г)
📍 Net Debt/EBITDA 0,52 (+0,43 п.п. г/г)
📍 Чистая прибыль 964 m₽ (–33% г/г)
Залог двузначного темпа роста — открытие новых точек и повышение среднего чека. Усилили канал агентских продаж (выручка +75% г/г), однако в рознице наблюдается ослабление спроса.
🤷 Изменение потребительского поведения складывается не в пользу компании. Предпринимаемые меры поддерживают выручку, но EBITDA уже снижается, а темп роста выручки в 2 раза медленнее, чем раньше.
Недавно сообщалось, что впервые зафиксирован отток трафика из магазинов (без учёта открытых за год точек) на 7%. Ранее Henderson компенсировала это повышением чека. Цены продолжают расти, но уже однозначным темпом. Эффект слабый: продажи выросли всего на 4% г/г.
Чтобы сохранить прежние темпы, остаётся 2 варианта:
➡️ Увеличить темпы открытия новых точек
➡️ Сильнее развивать онлайн-продажи
Henderson выбирает преимущественно первый вариант. Онлайн также развивается двузначными темпами, но маркетплейсы и интернет-магазин дают лишь 24% выручки. Чтобы это существенно влияло на результаты компании, доля онлайна должна быть более 50%. А Henderson пока не планирует становиться онлайн-ритейлером.
🔹 Выручка 137 b₽ (+13% г/г)
🔹 EBITDA 31,6 b₽ (+1% г/г)
🔹 Чистая прибыль 26,5 b₽ (+35% г/г)
Отчет лучше, чем у материнского Сибура. Во-первых, запустили комплекс ЭП-600 в январе: выручка основного сегмента (полимеры) выросла на +29% г/г. Во-вторых, Сибур успешно перенаправлял часть продукции на экспорт, а НКНХ большую часть поставляет именно Сибуру.
За счет чего растет прибыль?
Получили 15 b₽ курсовой прибыли от переоценки валютного долга. Он составляет почти половину объема кредитов. Без его учета чистая прибыль снизилась бы. Поэтому корректнее смотреть на EBITDA. Рост всего на 1% показывает, что издержки растут не хуже выручки. Особенно заметен рост транспортных расходов и услуг подрядчиков (+55–100% г/г).
Смотрим на капзатраты
Капзатраты составили 48 b₽ (+85% г/г). На смену ЭП-600 пришло строительство объектов стирольной цепочки и этиленопровода. 200 b₽ в ближайшие 3 года означает, что пик капекса еще не пройден. Для этих целей уже идет наращивание долга.

Нейтральный результат за 1 полугодие 2025:
📍 Выручка – 28,4 b₽ (+36% г/г)
📍 EBITDA – 11,6 b₽ (+42% г/г)
📍 Чистый убыток – 2,2 b₽ (–59% г/г)
📍 Реализация золота – 2,8 т (+6% г/г)
Итог похож на Полюс: весь рост обеспечен ценами при низком темпе роста производства. В золотом сегменте выпуск вырастет в текущем полугодии по мере «разгона» фабрики на Хвойном. В олове и меди уже есть двузначный прирост производства, но их доля в выручке всего около 15%.
Почему снова убыток
▪️ Рост проходческих затрат и переоценка добычных лицензий.
▪️ Выплаты агентам по продажам — 2,8 b₽.
▪️ Проценты по кредитам выросли в 2 раза — до 6,7 b₽.
Получается, что рост цен на золото благоприятен только для выручки и EBITDA. Старая проблема — «золотые» долги. С начала года их объем немного вырос. Чем дороже золото, тем выше стоимость кредитов с привязкой к нему. 60% кредитов привязаны к металлу, из-за чего убыток от их переоценки превышает прибыль от роста цены золота.

Как ритейлер отработал 1 полугодие 2025:
🔹 Выручка – 171 b₽ (–15% г/г)
🔹 EBITDA – 3,8 b₽ (–41% г/г)
🔹 Чистый убыток – 25 b₽ (х2,5 г/г)
Основные причины снижения выручки:
1️⃣ Из-за привлекательности депозитов и охлаждения кредитования продажи товаров упали двузначным темпом.
2️⃣ В связи с укреплением рубля часть импорта, закупленного ранее, продали с дисконтом.
Главная причина убыточности – долги и арендные обязательства. Финансовые расходы сравнялись с валовой прибылью!
Антикризисный план
✅ Привлекли от мажоритария 30 b₽.
✅ Переводят контракты с поставщиками на агентскую схему (через посредников) + добиваются отсрочек платежей по закупкам (= рост кредиторской задолженности).
✅ Закрыли более 100 убыточных магазинов (открыли всего 5).
✅ Сократили собственную ассортиментную матрицу до 25%, оставляя только наиболее востребованное.
Остается еще один пункт – допэмиссия. Уже зарегистрирован выпуск до 500 млн акций. Формат изменили: теперь планируют открытую подписку, тогда как раньше планировалась закрытая. Это тревожный знак — видимо, ключевые инвесторы (4 компании, в т.ч. SFI) не хотят единолично выкупать бумаги.

Лидер по объему текущего строительства нейтрально отчитался:
🔹 Выручка 171 b₽ (без изменений г/г)
🔹 скорр. EBITDA 57,5 b₽ (+7% г/г)
🔹 Чистая прибыль 1,8 b₽ (-62% г/г)
🔹 Net Debt/скорр. EBITDA 3,1 (+0,4 пункта с начала года)
🔹 Остатки эскроу 326 b₽ (+1% г/г)
На 96% выполнили план продаж за 1 полугодие. Несмотря на снижение объемов г/г, есть тренд на рост доли продаж продуктов без отделки и уменьшение доли ипотеки до 54%. Поддержал и рост цен на недвижимость. Кроме того, не стали реализовывать часть новых проектов — дождутся улучшения спроса.
Отреагировали на сложный рынок, сократив большинство крупных расходов (реклама, персонал). Также продали доли в некоторых дочках, получив 2 b₽ дохода. Без этих продаж компания оказалась бы в убытке, а EBITDA не выросла бы.
Ситуация продолжает усложняться. Объем эскроу с начала года увеличился всего на 2 b₽, а проектный долг — на 50 b₽. Покрытие долга счетами эскроу составляет 59% (-6 п.п. с начала года). Финансовые расходы сравнялись с EBITDA. Проценты по долгам — около 50% фин. расходов, но это все равно внушительная сумма.