Основные финансовые показатели Лента по МСФО за 2019 г.:
- Выручка выросла на 1,0% до 417,5 млрд рублей (2018: 413,6 млрд рублей), при этом розничная выручка увеличилась на 4,0% до 408,0 млрд рублей (2018: 392,2 млрд рублей), а оптовая выручка сократилась на 55,5%;
- Валовая маржа выросла до 22,0% (+0,5 п.п. против 2018 г.) на фоне положительного влияния от снижающейся доли низко-маржинального оптового бизнеса в выручке и незначительного роста розничной маржи;
- Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились до 18,3% от выручки (+1,6 п.п. в сравнении с 2018 г.) на фоне комбинированного эффекта от роста расходов на персонал, более высоких расходов на амортизацию в виду изменения срока полезного использования по объектам благоустройства и увеличения затрат на аренду в связи с индексацией арендных ставок;
- Скорректированная EBITDA составила 34,0 млрд рублей, опустившись на 6,2% (2018: 36,2 млрд), рентабельность – 8,1% (2018: 8,8%);
- Неденежные расходы в размере около 14,1 млрд рублей, включая обесценение активов на сумму 11,8 млрд рублей и расходы на амортизацию ввиду изменения срока полезного использования по объектам благоустройства на сумму около 2,3 млрд рублей;
- Чистые процентные расходы увеличились на 1,9% до 9,3 млрд рублей по сравнению с 2018 г. (9,1 млрд рублей), так как увеличение общей задолженности нивелировало снижение средней стоимости долга;
- Чистый убыток1 на фоне неденежных расходов составил 2,1 млрд рублей с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5% по сравнению с чистой прибылью 11,7 млрд рублей и рентабельностью 2,9% в 2018 году;
- Чистые денежные средства от операционной деятельности до выплаты процентов и налога на прибыль составили 42,8 млрд рублей по сравнению с 32,4 млрд рублей в 2018 г. (+32,1%), что в основном обусловлено изменениями в оборотном капитале;
- Капитальные вложения составили 14,1 млрд рублей, что на 36,1% меньше по сравнению с 2018 г. (22,1 млрд рублей), главным образом, за счет снижения темпов развития сети в сравнении с предыдущим годом, строгого контроля над расходами и изменения порядка платежей для некоторых проектов, не связанных с развитием сети;
- Компания сгенерировала положительный поток свободных денежных средств в размере 17,0 млрд рублей в 2019;
- Чистый долг на 31 декабря 2019 г. составил 77,1 млрд рублей против 93,3 млрд рублей на конец 2018 г. и 99,3 млрд рублей на 30 июня 2019 г.;
- Показатель «Чистый долг/Скорректированная EBITDA» составил 2,3x против 2,6х на 31 декабря 2018 г. и 2,7х на момент 30 июня 2019 г.
Слабые макроэкономические показатели, агрессивная конкуренция и растущая промо-активность в сочетании с нашими собственными упущениями в работе с непродовольственным ассортиментом оказали влияние на нашу рентабельность по EBITDA в 2019, которая снизилась до 8,1% с 8,8% в 2018 году.
Прогноз
«Лента» ожидает увеличения торговой площади на уровне около 3% в 2020 году. Эта цифра отражает решение компании сосредоточиться на улучшении показателей работы магазинов и операционной эффективности. Тем не менее, «Лента» продолжит поиск привлекательных возможностей для роста и развития в существующих и новых форматах, а также дальнейшее развитие в формате он-лайн.
В 2020 «Лента» продолжит работать над оптимизацией коммерческих, общехозяйственных и
административных расходов. Компания ожидает, что в результате реализации приоритетов,
установленных на этот год, рентабельность по EBITDA в 2020 г. окажется выше, чем в 2019.
«Лента» планирует инвестировать в капитальные затраты около 4% выручки в 2020 году. Это включает в себя меньший уровень инвестиций в органический рост и логистическую инфраструктуру по сравнению с 2019 годом. В то же время «Лента» увеличит затраты на IT, цифровой
маркетинг и другие проекты, направленные на улучшение покупательского опыта в магазинах и последующий рост операционной эффективности.
Настоящий план по развитию и капитальным затратам, а также последующая работа по оптимизации операционных денежных средств позволят сгенерировать положительный баланс свободных денежных средств в 2020 году.
релиз