Блог им. VladimirKiselev
Ричард Брэнсон на корабле Virgin Galactic (#SPCE) слетал в термосферу, поднявшись на высоту 86 км. Формально полет сложно назвать космическим. Международная авиационная федерация нижней границей космоса считает линию Кармана — 100 км над поверхностью Земли. NASA начинает отсчет космоса с высоты 122 км. МКС находится на высоте 420-440 км. Расстояние до луны составляет 384 400 км.
Тем не менее полет Брэнсона это шаг к появлению нового сегмента экономики — коммерческих суборбитальных полетов. У большинства разумных инвесторов к истории с Virgin Galactic, скорее всего, развит здоровой скепсис. Имя компании сейчас ассоциируется с большим количеством спекулянтов, недавно наполнивших рынок и готовых покупать акции на заемные деньги, не проводя какого-либо анализа. Однако для аналитика всегда полезно упражнение попробовать объективно посмотреть на перспективы компании или нового сектора с разных сторон.
Аргументы за Virgin Galactic
Новая отрасль космических полетов имеет огромный размер потенциального рынка. В прошлом году инвестбанк Cowen проводил опрос людей, чье богатство превышает $1 млн. 35% из них готовы заплатить $250 000 и более за полет в космос. При прогнозируемом долгосрочном спросе на 2,4 млн поездок в год и цене билета в $150 тыс. инвестбанк оценил потенциальный объем рынка в $360 млрд.
Хороший спрос на полеты уже в ближайшие годы. Virgin Galactic сообщила о 600 зарезервированных билетах на сумму от $200 тыс. до $250 тыс. Среди клиентов — Джастин Бибер и Леди Гага. WSJ пишет, что ценник может вырасти до $300-$400 тыс. При планируемых 400 полетах в год по 6 человек в каждом годовая выручка через 3-4 года может достичь $720 млн. Коэффициент цена/выручка 2024 года в таком случае составляет 13x, что уже не делает оценку компании в $10 млрд фантастикой.
Безумный интерес со стороны инвесторов позволяет привлекать капитал. Проект Virgin Galactic было очень сложно развить в начале 2010-х годов, когда на рынке не было интереса к «фантастическим» идеям. Приход новых инвесторов на рынок и доступ к легким деньгам сейчас позволяет делать реальностью такие смелые инициативы.
Аргументы против Virgin Galactic
Огромные риски новых технологий. Одна авиакатастрофа и об отрасли коммерческих суборбитальных полетов можно будет забыть на долгие годы. Не стоит забывать об остановке коммерческих полетов сверхзвуковых самолетов после авиакатастрофы «Конкорд» над Парижем в 2000 году.
Сильные конкуренты в виде SpaceX Маска и Blue Origin Безоса. 20 июля на ракете New Shepard Джефф Безос сам полетит в космос на высоту, превышающую 100 км. У создателя Amazon не только легкий доступ к капиталу (от продажи акций Amazon), но и более привлекательные долгосрочные планы. Безос ставит задачу ни больше ни меньше довезти туристов до луны.
Огромные потребности в капитале. Многих удивило, что одновременно с полетом Брэнсона Virgin Galactic объявила о допэмиссии акций на полмиллиарда долларов. Это далеко не последний случай, когда компании потребуется новый капитал, ведь для организации полетов нужны огромные инвестиции. Если бум в мемных акциях сойдет на нет, и интерес инвесторов угаснет, то продолжать развивать компанию будет гораздо сложнее.
Если бы у меня был отдельный венчурный портфель, то, возможно, добавил бы акции Virgin Galactic в него на несколько процентов в расчете на долгосрочные перспективы. Однако стратегии покупки сверхрискованных бизнесов у меня нет, поэтому считаю, что такие приобретения находятся вне сферы компетенции. С интересом буду наблюдать за развитием отрасли.
как раз таки делает)
в 2025 будут выть что не купили ну пусть 2-3% от портфеля
Там весь спор, что считать воздействием (насколько сильным) атмосферы на летящий объект. Сам Карман (линия Кармана) первоначально тоже считал границей 80 км., но потом решил, что 100 км. лучше. Ниже 80 км. точно не опустят — там уже все согласны, что достаточно сильное влияние атмосферы. А так, неизвестно: оставят 100 км, или будут поднимать/опускать.
Ну вот они решили, что на этой высоте типа влияние атмосферы ниже какого-то предела (сами назначили) и всё — значит космос.