Блог им. andreihohrin
Ритейлеры — далеко не частые гости на облигационном рынке России. В основном это крупные имена, имеющие большую сеть магазинов по всей стране, узнаваемый бренд всеми ее жителями. Явными примерами таких бизнесов являются X5 Retail, Детский Мир, Лента.В среднем сегменте по объему бизнеса заемщиков еще меньше. Сейчас в обращении находятся два таких ритейлера: Азбука Вкуса (ООО “Городской супермаркет”) и Обувь России. Причем сравнивать их необходимо только объему, но не по модели и качеству бизнеса.
Азбука Вкуса — сеть супермаркетов высокого ценового сегмента, расположенных в Москве, Московской Области и Санкт-Петербурге. Компания в основном позиционирует себя как супермаркет эксклюзивных и премиальных импортных продуктов, а также продукции собственного производства. Ключевым элементом стратегии является клиентская база супермаркетов: в основном состоятельные жители двух столиц, готовые тратить больше на продукты питания, чем среднестатистический житель страны.

Разбивка по продажам сегментов продукции Азбуки Вкуса
Источник: презентация для инвесторов компании
Обувь России, хоть и приписывается к ритейлерам (во многом из-за отсутствия подходящих сравнений), но по сути является группой компаний полного производственного цикла обуви в основном под брендом “Westfalika” и другими. На двух заводах производят до 500 тыс пар обуви в год, которые потом реализуются по собственным каналам продаж. Группа занимает вторую позицию в стране по количеству магазинов. Компания ориентируется на среднеценовой сегмент, а также развивает более сегментированные направления, такие как высокоценовой сегмент и специализированная обувь.
Источник: проспект эмиссии облигаций компании
Несмотря на то, что ритейлеры очень разные — они сопоставимы по объему бизнеса. Тем не менее, ставки купона по облигациям сильно отличаются, причем не в пользу более диверсифицированной Обуви России. Может быть, дело в разных финансовых моделях бизнесов? Возможно, они действительно отличаются. Но эти отличия вряд ли могут оправдать более низкую ставку Азбуки Вкуса
Даже если посмотреть на ситуацию в моменте, то видно, что у Обуви России лучше получается приходить к итоговым положительным результатам.

Капитал Азбуки Вкуса не претерпевает серьезных изменений в течение нескольких лет, в то время как у Обуви он растет в миллиардном измерении за счет формирования ежегодной высокой чистой прибыли. Долговая нагрузка бизнесов сопоставимая по цифрам, но у Обуви она сопряжена с более высокими цифрами прибыльности: при сопоставимом значении долговой нагрузки, рентабельность по чистой прибыли у компании двузначная — редкий случай для компании, занимающейся самостоятельным ритейлом продукции.
К тому же, в отличии от Азбуки Вкуса, Обувь России — публичная компания. Во многом, это ее обязывает быть финансово прозрачной и более рациональной с точки зрения финансов своего существования.
Конечно, напрямую сравнивать эти две компании нельзя, так как Азбука Вкуса — исключительно ритейлинговая компания с незначительной долей диверсификации по деятельности и географии. Обувь России — скорее, больше производитель с собственной сетью распространения произведенной продукции.
Во многом, ритейлерская сеть Обуви — это желание компании полностью поставить под контроль сбыт своей продукции. Выполняя эту цель, компания получает также и дополнительные источники прибыли и гибкость во взаимодействии с рынком.
Различны у Азбуки Вкуса и Обуви России и рынки. Рынок потребительских продуктов очень нестабилен, тем более если говорить о премиум-сегменте. Обувной рынок — более предсказуемый, причем показывающий стабильный, хоть и незначительный рост.
В итоге, сравнение моделей бизнеса, финансов и рыночных рисков Обуви России и Азбуки Вкуса приводит к выводам, что купонные ставки для выпусков компаний на данный момент не очень справедливы при обоюдном сравнении. Для первой — они более высокие при менее рискованном и понятном бизнесе, а для второй — низкие, для не самого эффективного ритейлерского бизнеса. Какая же ставка справедлива в каждом из случаев — предмет отдельного рассуждения.
Илья Григорьев, PRObonds | Иволга Капитал
Посмотрите отдельно отчетность ООО обувь России — основной опер компании и заемщика.
Прибыль там в консоли дате «формируется» Скорее всего мфошкой, сама операционная деятельность ну очень так себе. Не просто Прохоров вышел оттуда через ipo и с экспертом договор на рейтинг не продлили...
При долге 11 делать выручку 11 — это прям сразу в мусор. Так что адекватные ставки, а прозрачности в обуви я никакой лично не вижу.
Странно, а мне почему-то представлялось, что справедлива как раз ставка выставленная эмитентом, особенно для относительно недавних размещений. Не с балды же ставка выставляется, делается анализ, по какой ставке инвесторы готовы вложиться. Да и на сегодня что-то не очень много желающих Обувью обзавестись, цена 100.1%. Интересно, посмотреть что изменится после этой статьи
ибо:
1 — в мск Ленты нет ) да и бизнесы у них принципиально разные !
2 — азбука это магазин для ленивых, но с деньгами. ибо там и кулинария и всё полного цикла. кому влом готовить и нечего пожрать прямо щас в любое время суток заезжают и всегда можно найти свежее и по приемлемой цене не сильно задранной. А если сравнивать с ресторанами то и дисконтной ) Сам часто пользуюсь...
Вот как то так )
Всё ИМХ0
Но автор не смотря на свой опыт аналитика мне кажется не понимает простых бытовых вещей, а именно:
1 — азбука это бренд, имеющий большую базу устойчиво состоятельных клиентов, которые от него не откажутся даже в кризис, если конечно кризис не перерастёт совсем в какой-то ППЦ
2 — обувь это скорее производственная компания, которая торговлю открыла только для сбыта своей продукции и которая толком не понимает как формировать свою клиентскую базу.
Я вот например своей жене показал бренды с их сайта http://obuvrus.ru/brands/
Она сказала — не не слышала, наверно такое же говнецо как и Kari )
вот вам и вся любовь ))
3 — тем не менее я лично потихонечку набираю их обоих )))
ибо ОФЗ-ки упали по дохе уже совсем до неприличия и имеет смысл по крайней мере из того что по ним гасится перекладывать уже частично вот в это всё !
А частично в старый добрый $ и его производные )
Ибо если начнётся снова реальный ППЦ в который пока никто не верит, наше чудн0е руководство фиганет ещё один девал даже не задумываясь, просто такие щас правила игры...
А наша задача в этой ситуации будет остаться хотя бы при своих в универсальном эквиваленте !
Кто что думает коллеги ?
Доходность как раз примерно посередине между первыми двумя )
А ведь разве машинки нужны больше чем обувь ?
Интересно как аналитики объяснят сей косячок?