Издание «Коммерсантъ» опубликовало информацию, согласно которой «Яндекс» рассматривает продажу автомобильного классифайда «Авто.ру». Сумма сделки может составить 20-25 млрд рублей, а среди заинтересантов называются «Сбер», «Т-Банк» и «Авито».

«Авто.ру» является лидером среди автомобильных классифайдов и имеет долю рынка в 40-50%. Нужно ли «Яндексу» продавать такой актив?
С одной стороны, бизнес является непрофильным для IT-гиганта и не вносит значительный вклад в финансовые показатели группы. Отдельно по «Авто.ру» «Яндекс» не раскрывает результаты. В третьем квартале произошла ресегментация отчетности. Теперь сервисы объявлений объединены с «Поиск и ИИ».
По итогам первого полугодия сегмент объявлений куда помимо «Авто.ру» входят «Недвижимость», «Аренда», «Путешествия» и «Услуги», показал рост выручки на 13% до 17,3 млрд рублей, а также убыток по EBITDA в размере 1,5 млрд. Но, скорее всего, «Авто.ру» является прибыльным по EBITDA. Тем не менее, учитывая падение авторынка, показатели классифайда не могли не снизиться.
С конца первого квартала 2025 года в экспертном сообществе ждут девальвацию рубля. После ухода на 110 рублей за доллар национальная валюта укрепилась до ± 80 рублей и находится на этом уровне уже на протяжении нескольких месяцев. Этому способствует ряд факторов. Но я выделю один.

Весь 2025 год Центробанк в рамках бюджетного правила продает валюту в объеме 8,94 млрд рублей в день. Учитывая тот факт, что ликвидность на валютном рынке у нас минимальная за последние годы, такие продажи не могут не влиять на курс. К этому добавляются декабрьские продажи Минфина в размере 5,6 млрд рублей в день. Итого 14,54 млрд в день или же под 400 млрд в месяц (выходные исключаются). Для понимания: месячный спрос на валюту составляет от 2,5 до 3 трлн рублей. То есть, 400 млрд — это 13-16%.
С января суммарные объемы продажи валюты со стороны ЦБ и Минфина значительно снизятся. Теоретически Минфин может увеличить на пару миллиардов свою часть, учитывая падение цен на Urals и необходимость компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета. Однако со стороны ЦБ произойдет уменьшение с 8,94 млрд до 3,2 млрд в сутки.
МТС является одним из главных бенефициаров процесса снижения ключевой ставки. Хоть он идет не так быстро, как нам бы хотелось, но экономия на обслуживании долга уже видна. Если во втором квартале 2025 года чистые процентные расходы составили 36,8 млрд рублей, то в третьем — уже 32,8 млрд.

В конце августа-начале сентября я опубликовал инвестиционную идею в МТС.
Отчет за третий квартал её подтвердил. OIBDA растет опережающими темпами, а чистые процентные расходы снижаются.
Вице-президент МТС по финансам Алексей Катунин в недавнем интервью заявил, что каждый процент снижения «ключа» экономит компании от 5 до 10 млрд расходов в зависимости от структуры долга. По моим расчетам четырехмесячной давности значение выходило в 5 млрд. Получается, что в реальности все даже более оптимистично.
В первой половине 2025 года средний уровень ключевой ставки был равен практически 21%. В первой половине 2026 года должно быть 15-15,5%. Линейные расчеты показывают, что экономия за полугодие составит не менее 17-18 млрд рублей (скорее всего — больше 20 млрд). Это серьезные объемы. Рефинансировать же придется долг, взятый как под высокую ставку, так и под низкую. Поэтому плюс-минус баланс.
Уже несколько недель я нахожусь в поиске новых инвестиционных идей. 2025 год стал годом облигаций, и я не ошибся, когда в начале января сформировал портфель, состоящий из долговых инструментов на 2/3. Но 2026 год, на мой взгляд, станет годом акций. Снижение ключевой ставки приведет к переоценке фондового рынка.

Но чтобы быть впереди индекса, важно выбирать такие компании, котировки которых росли бы не только вместе с рынком, но и исходя из фундаментальных факторов. Например, снижение процентных расходов и расправление чистой прибыли, высокая отдача на инвестированный капитал, высокие дивиденды и т.д.
Компании из моего портфеля — «Яндекс», «Озон», ВТБ, «Т-Технологии», «Евротранс», МТС, «Россети-Волга», «МТС-Банк» и т.д. — соответствуют этим критериям. Но нужна диверсификация. Есть теория, согласно которой концентрация портфеля в 2-4 бумагах дает максимальную доходность. С одной стороны, это так. Но, с другой стороны, на нашем рынке можно найти 10-15 наиболее перспективных историй и диверсифицировать портфель, чтобы снизить риски.
На фондовом рынке часто можно услышать идею, что «Ростелеком» является одной из лучших идей под снижение ключевой ставки. Действительно, бизнес компании диверсифицирован, работа ведется на растущих рынках, а большая долговая нагрузка позволит резко сократить процентные расходы в будущем.

Среди публичных компаний ближайший аналог «Ростелекома» — МТС, идею по которому я расписывал 3,5 месяца назад и спустя прошедшее время только убедился в ней еще больше.
Но что с «Ростелекомом»? Посмотрим отчет за третий квартал и девять месяцев.
III квартал:
▪️Выручка: 208 млрд. (+8,2% г/г)
▪️Операционные расходы: 172,5 млрд (+6% г/г)
▪️Операционная прибыль: 36,3 млрд (+19,5% г/г)
▪️Финансовые расходы: 30,8 млрд (+40,7% г/г)
▪️OIBDA: 80,6 млрд (+10,7% г/г)
▪️Чистая прибыль: 5,62 млрд (годом ранее — убыток в 6,7 млрд)
На убыток годичной давности смотреть не нужно. В телеком-компаниях он постоянно подтвержден ряду бумажных факторов.
9 месяцев:
▪️Выручка: 602,3 млрд (+10,3% г/г)
▪️Операционные расходы: 495,7 млрд (+9,4% г/г)
Британский Reuters сообщает, что в декабре нефтегазовые доходы федерального бюджета могут составить 410 млрд рублей. Это самый низкий уровень с августа 2020 года, когда было 405 млрд рублей. Причины очевидны: падение стоимости Urals и крепкий рубль.

Западные издания вроде Reuters, Bloomberg или WSJ публикуют про Россию много фейковой информации. Но, когда речь идет о финансово-экономической теме, то здесь чаще всего данные оказываются верными. Более того, они постоянно дают инсайды, ссылаясь на свои «источники» в различных министерствах и ведомствах. Так информацию о грядущем повышении НДС первыми сообщили именно западные СМИ.
Но сейчас я бы хотел обратить внимание на следующий момент. А именно — на целесообразность дальнейшего функционирования механизма бюджетного правила. В декабре для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин продает валюту и золото на 5,6 млрд. рублей в день. Вкупе с продажами ЦБ получается 14,55 млрд в день или же под 400 млрд в месяц (выходные не считаем).
АФК «Система» является одной из самых нелюбимых компаний российского фондового рынка. Причина понятна. Входящих денежных потоков не хватает на обслуживание огромного долга, который постоянно увеличивается. Только за три квартала (с 31.12.2024 по 30.09.2025) чистый долг корпоративного центра вырос ещё на 15% — с 391 до 449 млрд рублей. На проценты за три квартала ушло 62,6 млрд рублей — огромная сумма.

Большинство активов также перекредитовано и выкачивать с них еще больше дивидендов уже нельзя.
Однако именно в таких историях происходит кратная переоценка акций в том случае, если появились факторы, которые приводят к развороту показателей. Главное — заметить их до того, как об этом узнает весь рынок.
Теоретически в АФК «Системе» такое может случиться. Два главных фактора — постепенное снижение ключевой ставки и начала выплат дивидендов «Озоном», где «Системе» принадлежит треть. Есть ещё один косвенный фактор — возможное ослабление рубля в 2026 году, что должно позволить «Сегеже» выйти операционно хотя бы в минимальный плюс.
Оптовая цена на топливо снизилась на днях до июльских минимумов. Теперь она находится на следующем уровне:

Напомню, что в топливе 1 тонна не равно 1000 литров, но об этом позже.
Анализируя оптовую цену на бирже, мы можем примерно представлять, как идут дела в розничном бизнесе «Евротранса» (АЗС «Трасса»). Поэтому сравним биржевую цену и стоимость для клиентов на АЗС. Разница и валовая маржинальность получается следующая:
АИ-92: 43,58 руб. => 60,68 руб. (39,2%)
АИ-95: 52,06 руб. => 66,98 руб. (28,6%)
ДТ: 49,96 руб. => 72,48 руб. (45%)
По 92-му маржинальность превысила рекордное значение начала мая, по 95-му и дизелю находится вблизи этих отметок.
Подобное, безусловно, является плюсом для компании и её акционеров. С конца сентября и до начала ноября маржинальность работы независимых АЗС уходила в минус. Соответственно, был риск того, что у «Евротранса» может случиться то же самое. Однако компания традиционно делает большие запасы в «низкий» сезон, которые потом разливает на свои АЗС, а также продает оптом после роста цен. В этом году такая стратегия в очередной раз подтвердила свою надежность. На АЗС поступал купленный еще за дешево бензин, что позволило компании пережить тяжелый для рынка период. Сейчас же вновь все хорошо.
Вчера логистическая компания «Монополия» ушла в технический дефолт: не смогли погасить второй выпуск облигаций всего лишь на 260 млн рублей. Сумма не особо большая, особенно если учитывать тот факт, что в январе предстоит погашение третьего выпуска на 3 млрд.

«Монополия» сообщает, что постарается исполнить свои обязательства в ближайшее время:
Компания не отказывается от своих обязательств и рассчитывает погасить номинальную стоимость в ближайшее время — о точных датах сообщим дополнительно
Что же. У них есть 10 рабочих дней — посмотрим.
Сейчас же я напомню то, что писал три месяца назад. Заголовок статьи звучал следующим образом: Не гонитесь за доходностью. «Монополия» погрузилась в кризис:
https://dzen.ru/a/aLK741L7_WsW0PeA
В материале я подробно разбирал финансовое положение компании и её операционные результаты. Вспоминаю это как раз для того, чтобы сказать: "А я ведь говорил". Потому что в инвестициях после определенных событий важен взгляд назад для анализа того, какой тогда казалась ситуация и что случилось сейчас. Это необходимо для неповторения ошибок в случае их допущения.
В ноябре портфель вырос впервые с августа. В сентябре была просадка на 4%, в октябре — боковик с символическими 0,7%. Зато ноябрь дал +2,48%. Расчеты я делал 1 декабря. За прошедшие несколько дней позиции в портфеле также подросли, поэтому декабрь пока тоже начался хорошо.

За 11 месяцев портфель прибавил 42,48%. Органический рост (без пополнений) составил 38,3%. Ставил цель выйти по итогам года на 40+% органического роста. Вероятность достижения цели повысилась. Возможно, учитывая рост котировок за последние дни, значение уже вышло на ±40%. Но окончательные итоги подведу в начале января.
Перейдем к актуальному на 1 декабря портфелю (округление до десятых).
Кэш: 1,6%. В ноябре полностью закрыл маржу. После продажи «Ленты» и покупки других позиций осталось немного кэша, который находится в LQDT.
Акции (58,6%)
1. Яндекс: 10,1%
2. Озон: 8,2%
3. ВТБ: 7,6%
4. Т-Технологии: 5,6%
5. МТС: 5%
6. Россети Волга: 4,7%
7. Евротранс: 4,6%
8. МТС-Банк: 3,4%
9. Цифровые привычки: 2,7%