Блог им. MKrrr

Как я заработал миллионы на недвижимости

История о том, как совпало время, место, низкие ипотечные ставки и немножечко удачи. Также, автор может претендовать на ошибку выжившего, потому что повторив это сейчас – результат будет другим

Статья будет в двух частях: сегодня первая, раскрывающая идею и предпосылки покупки жилья. Вторая будет про цифры и расчет.

Пролог

История начинается в 2018 году. Оглядываясь назад, понимаешь, что цены на жилье были совсем низкие. Хотя они и в то время не казались запредельными. 2008 год показал, где может быть пик цен. А в 2009 году пузырь лопнул, и рынку потребовалось пару лет, чтобы прийти в себя. В конце 2014 года центральный банк резко поднял ключевую ставку, в тот год еще валюта сильно выросла. И вместо того, чтобы привыкать к доллару по 100, евро по 120, население побежало отоваривать таящие рубли: у кого поменьше – шли в М.видео за техникой в квартиру, у кого побольше – за квартирами. На декабрь 2014-февраль 2015 пришелся пик продаж новостроек. И никакой льготной ипотеки не надо было.

Вслед за стабилизацией курса рубля, стал нормализовываться и рынок недвижимости. Поскольку весь платежеспособный спрос закончился, цены стали снижаться. А в следующие два года – почти не росли.

Как я заработал миллионы на недвижимости

Я хорошо запомнил тот период, потому что объявления на авито почти не менялись. Можно было посмотреть квартиру, и спустя пару-тройку месяцев она все еще будет выставлена на продажу, но с чуть меньшей ценой. А потом еще меньшей.

Именно в это время и было принято решение купить небольшую студию: ипотечный платеж с минимальным первоначальным взносом (на тот момент это 20%) был всего на пару тысяч больше арендных платежей.

Выбор локации

Прожив в Питере достаточно много, крайние новые районы были сразу исключены. Незаконченная социальная и транспортная инфраструктура, время до центра города – все это отпугивало. Да и разница была около 30%. В абсолютных цифрах, на окраинах квартиры стоили 2,5-3 млн (100к за квадрат), а поближе к центру около 4 млн.

Из приглянувшихся районов, и тех, которые оказались по карману — оказалось метро Фрунзенская.

Как я заработал миллионы на недвижимости

Район за Обводным каналом привлекал близостью к метро (5-7 минут пешком), близостью центра города (7-10 минут транспортом). Но у района есть своя история

Как я заработал миллионы на недвижимости

Еще в 2011 году это была бесконечная пром.зона. Еще когда-то действовавший Варшавский вокзал, железнодорожные пути – ставили крест на развитии этой территории.

Как я заработал миллионы на недвижимости

А если развернуться на 180 градусов и перейти через Обводный канал – впереди самый центр город с уютными улочками, низкоэтажной застройкой, и высокой стоимостью квадратного метра.

Как я заработал миллионы на недвижимости

С 2013 по 2023 год застройщики совершили чудо. Одно дело построить новый современный район там, где ничего нет. Но они построили потрясающую локацию там, где был конкретно промышленный объект. А сейчас там разные (не однотипные) дома комфорт, премиум, и бизнес класса. Новые школы, садики, парковки. Новое всё. Район казался отличной возможностью: близость центра, но без обшарпанных стен, внешней проводки, падающей штукатурки.

Как я заработал миллионы на недвижимости

Но вернемся в 2018 год. Тогда район был похож на сплошную стройку, хоть часть домов уже были сданы и вполне обитаемы. А цены не сильно кусались

Как я заработал миллионы на недвижимости

Тогда я взял скромную студию с ремонтом за 4 млн. руб. Еще около 150 тысяч вложил в мебель, технику. А в конце концов и положил керамо-гранит на балкон сделал там огромную рулонную штору блэкаут (в Питере все еще белые ночи). На фото уже этого нет.

Как я заработал миллионы на недвижимости

В итоге, все под ключ мне обошлось в 4,2 млн., но саму квартиру я покупал в ипотеку, а мебель, технику, и частичный ремонт балкона делал за свой счет. Первый взнос составил 20%, т.е. 800 тысяч, и еще 200 я потратил на обстановку.

Другую такую же квартиру я снимал за 25 тысяч + КУ, а идея с ипотекой вышла в 1 млн. инвестиций и 31 тысячу ипотечного платежа. То есть поначалу я переплачивал по 6 тысяч в месяц и пришлось достать из закромов миллион. Зато, что случилось потом…

Оглядываясь назад, я понимаю, что вот именно тот период и был моментом доступного жилья. Сейчас по версии авито, цена средней студии в том районе выросла в 2 раза. А доходы не сказать, что выросли пропорционально.

Как я заработал миллионы на недвижимости

По аренде все тоже сильно изменилось: теперь 40 тысяч – это нижний предел, при котором квартиру можно сдать за пару дней. Соседи с легкостью сдают такую же студию за 48. Много тех, кто делает бизнес на посуточной аренде, т.к. район – самый близкий к центру, из новых домов. И вроде все хорошо: цена выросла, платеж перекрывается арендой. Но на практике все еще лучше.

Как я заработал миллионы на недвижимости

За следующие годы цены совсем еба****сь, и за 4 млн не всегда можно подобрать комнату в хорошей коммуналке (да, в Питере еще остались коммунальные квартиры)

Как я заработал миллионы на недвижимости

---

Как я заработал миллионы на недвижимости

Кот.Финанс: недвижимость, бизнес, фондовый рынок

Подписывайся!

---

В следующей части:

— экономика приобретения: ипотека, страховка, прочие расходы

— рефинансирование кредита

— история рентных доходов

— считаем совокупную доходность

Но чтобы оправдать название статьи, скажу, что вложив 1 млн — сейчас, за вычетом долга это стоит не меньше 5. Среднегодовая доходность больше 40% годовых.

/ статья авторская

★10
125 комментариев
Aprova3, первый раз слышу, что тогда все квартиры набирали. с моего угла обзора все было не так. никто не хотел покупать, везде писали что арендовать выгоднее, и нет привязки к месту, а цены и дальше будут сползать, мол факторов роста нет
avatar
Кот.Финанс, да реально такое было 17-18 года, у нас даже люди с зп в 30 тыс брали ипотеки) 
avatar
Aprova3, наверное просто не знаю этих историй. визуально на рынке было все грустно. Хотя, наверное покупать и молчать нормальная история))
avatar
Кот.Финанс, период когда снизилась покупательская активность это 2015-2017. Approva3 скорее всего говорит про период начиная с 2018 года и по сей день
avatar
Aprova3, тут м.б. что им выгодно так говорить. и второй момент: никто не покупает за деньги, т.к. стакими ставками — проще купить под 8%, вложить в тот же банк под 15%
avatar
Aprova3, смотрю из спб)))
avatar
Aprova3, строительство это большой бизнес. мне кажется, в каждом городе все посрубали/посносили ради нового бетона и тысяч дольщиков. Все для нас
avatar
Плюс поставил!
Автор молодец!
Вот подумал, а есть ли посты тех, кто упустил такие шансы?!
avatar
sanek_kg, да я же десяток других шансов упустил: и в недвижке, и в акциях, и в валюте. Как и все. это скорее собирательный образ
avatar
sanek_kg, Да. Видел все это. Но, принял для себя в то время другое решение. Жду падения цен.
avatar
Бриньёл,

На всё?

avatar
В конце 2017 я открыл ИИС и положил туда X рублей. Больше я ни разу не пополнял этот счет и только ретнвестировал дивы. Прямо сейчас там 2.97X
Это просто инфляция. Выросло все, не только недвижка.
avatar
R🐼G, ключевое — не то, что не пополняли, а во что вкладывали? индекс, например, так не вырос
avatar
Кот.Финанс, да фигню всякую понапокупал, если честно. Это был мой первый брокерский счет.
Считать надо индекс полной доходности. MCFTR вырос в 2.27X за последние 5 лет (как раз с конца 2018 года). И это с учётом ковида и сво.
avatar
R🐼G, так это вы многих уделали. хороший результат
avatar
Кот.Финанс, индекс полной доходности мосбиржи 2.27X с 2018 года.
Просто недвижка на длительных прогонах едва обгоняет инфляцию. Я приводил статистику по США за 100 лет, недвижка оказалась одним из худших активов. Хуже корпоративных облигаций, хуже 10-летних трежерей.
avatar
R🐼G, В 2021 году я открыл ИИС и накупил акций голубых фишек и больше ничего не делал. Я до сих пор в минусах. В 2018 я купил квартиру около метро за 8 млн. Сейчас она стоит 25 млн.
avatar
ldk, у вас разные таймфреймы в примерах. Подгоняете данные под вывод?
avatar
Бриньёл, а почему это не везение? совокупность случайностей: цена, ставка, обстоятельства
avatar
Aprova3, это неправда, если мы имеем в виду крупных девелоперов) У них огромный запас прочности и маржинальности. московские застрои могут одним деем уронить цены на 20-30% и оставаться прибыльными. В принципе полная отмена льготки и приведет к тому, что первичка провалиться ниже вторички (имею в виду вторичку в новостроее). Что по сути и выровняет рынок
avatar
Интересное начало. Ждем продолжение))
avatar
Владимир, спасибо, остались цифры. допишу — опубликую
avatar
В Петербурге цена аренды жилья у метро 20000-22000 плюс коммуналка. Ни о каких 40 и речи не идет.
avatar
Crogall, это неправда. специально же скрины сделал. ни одного ниже 39,5
avatar

Кот.Финанс, на парнасе 22000р в мес плюс коммуналка. Даже кажется 20тыс, но врать не стану добавлю еще 2000. У меня знакомые сдают за эти бабки. Дом новый, ремонта нет, но жить можно. Не на улице. Наркоманов соседей тоже нет, все прилично.

    Я когда на Майорку летал, в самолете тоже не верили, что билет стоил 25000р, а не 200тыс за тур как платили эти олухи. Что сказать. Сующий деньги в мешке, всегда получит за них товар и не дешевле. Считать надо и искать. Я в Грузии в отеле тоже месяц жил за 20тыс в мес. Приличное место. И в Чехии в центре за 20тыс жил в квартире. Хз откуда вы такие беретесь за 40к плюс. Это в Эрмитаже что-ли комната. 

avatar
Crogall, так вы сравнивайте сопоставимое. парнас — окраина, с таким ценником до метро далеко, очередь в лифт, а тут центр в двух шагах. буквально
avatar
Кот.Финанс, метро в 50-70 метрах. В лифт да, с лифтами у новых домов там минуты 4-5 ждешь. Ехать до центра минут 40 на метро, так как ветка последняя. Но 20тыс разницы * 12 = 280тыс (машина какая нибудь не сильно свежая). Зато на Парнасе есть Шуваловский 300х летний парк с вековыми деревьями и озерами в 5 минутах ходьбы. Помню там из лука стреляли у озера. Веселое было время.
avatar
Crogall,

Это вопрос кому -чего. Я лишь о ценах. Берут за такие деньги. И за бОльшие тоже берут

avatar
Crogall, вроде там уже и шуваловский начинают застраивать
avatar
Кот.Финанс, да, с этих сволочей станется. Хороший парк. Усрут ведь как всегда этими муравейниками. Ничего святого кроме бабок у этих жирножопых застройщиков нет.
avatar
Crogall,

> Но 20тыс разницы * 12 = 280тыс

я очень сильно извиняюсь, но мы точно находимся на сайте, где люди умеют считать деньги?..
Скромный комментатор,  второй уже, кто замечает. Хорошо. Молодец, считать умеешь )) В том числе обрати внимание на тот факт, что при таком счете, банкиры ничего не могут со мной сделать на бирже. Чего стоят все эти новости, отчетности, выступления, конференции. Если приходят такие как я и забирают у них все из под носа ))) при том что не могут сложить 2+2 )))
avatar
Crogall,

Не верите мне - посмотрите в Авито

avatar
Кот.Финанс, так я же говорю, у меня знакомые реально сдают за 22 плюс коммунальные. В текущий момент. Не когда-то там. Найти можно за разные деньги. 
avatar
Crogall, могу только порадоваться за квартиросъемщиков. отличная цена
avatar
Кот.Финанс, да, это тот случай, когда хорошо всем. И хозяева зарабатывают, и съемщики не плачут. Взаимовыгодно.
avatar
Кот.Финанс, однушка, примерно 40м2, средний ремонт, Васильевский (ул. Кораблестроителей), 15 минут пешком до метро Приморская — 33к рублей. Сам лично снимал.
avatar
EtemaL, Васильевский остров — это лав
avatar
Aprova3, поделитесь, это какие города?
avatar
Бриньёл, может быть. значит в вашем интерпретации — статистика
avatar
Бриньёл, большинство не видел. иначе бы цены росли. вот большнство купили в 2020-2023
avatar
Зачем так длинно? Платят построчно, как Дюма?)
Все можно было уложить в две строчки.
В начале 90-х купил две трешки: одну в хруще за 11тыс $, вторую в поздней сталинке за 15тыс $.
Продал в 2008 за 345тыс $ и 480тыс $, соответственно.
Покупайте все скорее недвигу, и у вас будет так же)
avatar
Ян Карлович, хрущевка трешка в Москве не в центре сейчас будет стоить меньше $200к. Вы удачно вышли.
С 2008 года такое себе вложение на 15 лет
avatar
R🐼G, не в центре это и окраина, и ттк. а конкретнее?
avatar
Кот.Финанс, за пределами ТТК хрущ точно дешевле 20млн. сейчас. Это 380к за квадрат. Даже в пределах ТТК дешевле можно найти.
avatar
R🐼G,

Хрущ- да

avatar
R🐼G, не слежу за этим, но мне кажется, возможно ошибаюсь, что сейчас за пределами ТТК за хрущ и 250к за квадрат не дадут, скорее ближе в 200к.
avatar
Ян Карлович, тут еще нюанс что сейчас 200к это около 18 млн, две недели назад было 20, а год назад — 10
avatar
Ян Карлович, за 200к/м в Москве даже подвал не купить
avatar
R🐼G, глянул трешки на циан, не самый худший район, от 187к/м до 255к/м, причем здесь не только хрущи, но и нормальные дома с потолками 3 метра и даже с евроремонтами.
и это цены, которые хотят, еще не факт что по ним берут
avatar
Ян Карлович, вы о чем про платят?
avatar
Бриньёл, налоги и страховки включает. Амортизацию и моральное устаревание — нет.
Я вообще уверен, что глобально недвижку ждет судьба авто в СССР. Из безусловной ценности в быстро устаревающий пассив
avatar
Aprova3, а что сейчас с этими квартирами? Пустые стоят и дальше?
Aprova3, думаю, рыночные покупатели тоже могли быть
avatar
Как я заработал миллионы на недвижимости
Есть один важный момент, заработал — это когда получил реальные миллионы. В Вашем случае, Вы просто купили квартиру, которая выросла в цене. С акциями же история — пока не зафиксировал, это не прибыль. Многие начинающие инвесторы на этом погорели.
avatar
Вася Пражкин, пусть так. но лучше незафиксированная прибыль, чем зафиксированный убвток. тем более, цена точно выросла
avatar
Кот.Финанс, ничем не лучше, так как сегодня прибыль есть и ее можно реинвестировать или потратить на себя, а завтра ее может и не быть, если рынок недвижки пойдет вниз(как было много раз с 90-х годов).
avatar
Помню в 2018 был рассвет мечтателей в 35. Стейтмент был четкий — недвижимость покупать нельзя, она убыточна, лучше покупать дивиденды. 
Я тоже в 2019 брал хату, даже без особого отбора, просто соседний дом где жили. Спросив риелтора почему так долго продаётся? Ответ нет спроса, через два месяца после покупки рынок ожил. Сейчас уже на третий X выходит. Очередной раз доказывает закон — толпа всегда тупа, популярные идеи в интернете убыточны.
avatar
Eugeny Umolinov, хоть х10, вы в этой квартире живёте, а захотите переехать так же заплатить эти х10, или вы купили ее как инвестиционную вторую? Тогда ок
avatar
Lebowski, Доходность жилой квартиры +250% в цене, выигрывает потребительскую инфляцию в несколько раз.
Формула квартира — деньги  -квартира  это индивидуальность, т.к есть ещё варианты, например продажа, уход в деньги, дивиденды, аренда. 

avatar
Lebowski, если не зафиксировал — то вся бумажная прибыль с годами уйдет, как показывает история. И придет опять тот самый 2019-й год, когда «нет спроса», а хату придется продавать так как нужны деньги. На таких историях погорели многие инвесторы в недвижку.
avatar
Вася Пражкин, думаете еще будут цены 100-120 РУБЛЕЙ за метр в Питере?
avatar
Кот.Финанс, для первички вряд ли, а вот для вторички — вполне реально, а у Вас как раз вторичка уже. Причин — масса:
сокращение населения
уехало много небедных людей
ВВП без военки и стройки на новых территориях в даунтренде
с войны вернется много не совсем уравновешенных граждан


avatar
Вася Пражкин, прикольно, что меня в 2018м году все отговаривали от покупки похожими аргументами: убыль населения, снижение доходов людей, и т.д.
avatar
Lebowski, купил как первую, но сейчас сдаю. начало как не чистая инвестиционка. с вашим примером согласен. этот как фьючерс на 25% большой квартиры
avatar
Eugeny Umolinov, спасибо за пример, классный. не то чтобы толпа тупа. просто куда идут все — уже все в цене, имхо
avatar
В 2018г на старте продаж в ЖК Кленовые Аллеи ( Новая Москва) студия — 1,9 млн, 1-комн — 2,5 млн, 2-комн-3,5 млн. Сейчас дороже в 3 раза все. Однушка у метро в Москве  стоила 5 млн. Сейчас в 2 раза дороже. Чего-то Вы, батенька,  переплатили за студию в Питере в 2018г.
avatar
Alex, так и авто, которое было 5 млн теперь 10 ))
avatar
wood05, по цене квартиры, ага. ужс
avatar
Alex, может, ахах. новая Москва в то время была полем. а сейчас да, уже и метро построили. а в Питере никак не сдадут
avatar
Как потратили заработанные миллионы? Или во что-то вложили?
Маркиз Лафайет, так нет заработанных, Кот просто живет в своей квартире, а прибыль — бумажная.
avatar
Вася Пражкин, сдается
avatar
Кот.Финанс, так сдается она ж не за миллионы ). Ну и амортизация там съест прилично. Одну квартиру вообще не выгодно сдавать. Вот 3-5 — здесь уже есть оптимизация затрат.
avatar
Вася Пражкин, коплю на остальные 2-4 квартиры в облигациях, ахахах))
avatar
Кот.Финанс, И сколько годовых от новой цены выходит, можно поинтересоваться?
avatar
!Alexey, правильно понял: % годовых аренды от рыночной цены?
avatar
Кот.Финанс, да 
avatar
Маркиз Лафайет, в этой же квратире и лежат. даже доп.взносы по ипотеке не делал
avatar
Если по нынешним ценам смотреть даже покупка с 20% ипотекой в 2018 году была бы выгодна. Но вы тогда же этого не знали, значит это не стратегия, а просто везение. Так же как вам повезло и мне, покупал квартиру за 1,8, покупали без оглядки на цены просто семья росла. Продал её пол года назад за 3,8, сейчас думаю со вклада деньги дёрнуть и переложить в облигации, ставки уже запредельно вкусные. Но вы еще прибыль как понимаю не зафиксировали, значит вас скоро ждёт расплата, рыночек порешает в любом случае, уже много предпосылок 
avatar
Добрый Енот, вы правы! это чистой воды стечение обстоятельств и везение. плюс помогло что еще рефинансировал в 2020. ставка 20% не так пугает, если знать что они будут ниже можно отрефинансить. Но сейчас сама цена смущает. И цена дорого. и ставка дорого
avatar
Кот.Финанс, время продавать! Переложите даже во вклады под 10%, недвижа скоро будет падать в любом случае, даже просто на отмене льготки, сейчас никто не может себе даже в ипотеку квартиру взять, у меня знакомый на работе с женой планировал, платеж больше зарплаты одного члена семьи со взносом около 30% стоимости, это скоро закончится в любом случае
avatar
Добрый Енот, да сейчас уже закрыт вопрос с вторичкой. Ставка! Ставка!
avatar
Елена Прекрасная, а сейчас разве есть классные возможности в недвижимости?
avatar
Елена Прекрасная, вы пишите про взлеты и падения и предлагаете покупать сейчас когда цена уже на максимальном пике. Это противоречиво! Сейчас уже точно покупать недвижимость не стоить, как минимум до отмены льготки
avatar
Елена Прекрасная, надо сравнивать не с рублями, лежащими в тумбочке, а с рублями, вложенными под безрисковую ставку. Даже если недвига в рублях стоит, она на самом деле сильно дешевеет.
avatar
Елена Прекрасная, а вы богатые уже? Сколько миллиардов состояние?🤣 Посмотрите цену квартиры в долларах в стране по годам и больше не несите чушь
avatar
Елена Прекрасная, не помню чтоб в то время кто то говорил что дорого — просто делали деньги на котлованных ценах, сейчас же нет ни котлованных цен (привет эскроу) ни покупателей на вашу вторичку (привет льготная ипотека), ну и график недвиги в баксах за 20 лет думаю все видели.
avatar
My Shadow, сейчас есть другие схемы и люди продолжают зарабатывать не недвижке 
avatar
ольга ан, ну риэлторы то продолжают зарабатывать, не сомневаюсь :)
avatar
ольга ан, поделитесь схемами!
avatar
Кот.Финанс, конечно… есть чел на Ютубе, платит 6 ипотек… в каждой квартире аренда больше ипотечного платежа… еще и  во время перекладывается 
avatar
ольга ан,  как зовут мастера?
avatar
Кот.Финанс, мастера зовут Кирилл… с недвижимостью работает с 2020 года примерно…
avatar
Елена Прекрасная, думаете, что сейчас цены и дальше будут расти? я про вторичку, там нет льготной
avatar
Aprova3, в таганроге штук шесть новостроек, в который есть квартиры от застройщика . ЖК Ясный, ЖК Чучева, ЖК Приморский парк ,  ЖК Дзержинского, ЖК Калинина 4, ЖК Калиниа 6а, ЖК ул. Морозова. Что хорошего в Таганроге ? 
avatar
Да, 2018-2021,- были прекрасные времена для покупки квартир, я сам пару взял, а сын так аж 3 новостройки купил и все в ипотеку. Сейчас уже ничего не хочется покупать. Новостройки на котле стоить стали дороже вторички, да и разница в цене в начале и конце стройки, стала не существенна.
avatar
Aprova3, если судить по моему дому то все живут в нормальном жилье уже 10 лет.
avatar
Aprova3, чаще выкупают сотрудники застройщиков
avatar
О чем пост? — О том, что жил-был Вася, подошел возраст — поднатужился и обзавелся жильем (особенно про минимальный первоначальный взнос по ипотеке умилило), обставился, в общем, как говорится — «что вижу, то пою»?-)
А потом — о, чудо! — квартира подорожала!=)
Впрочем, нет кое-что есть дельное — про историю развития инфраструктуры района было довольно занятно — отдам должное, но в остальном — история обрыдлая, ну просто до тошноты, ей-богу!
И да, автор — никаких миллионов ты пока не заработал.

теги блога Кот.Финанс

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн