Минфин считает, что полное отсутствие регулирования криптовалют или их запрет приведут к дестабилизации отрасли, увеличению доли теневой экономики и росту случаев мошенничества, а правоохранительные органы не смогут эффективно реагировать на преступления с использованием криптовалют.
Полностью запретить сегмент операций, связанных с оборотом криптовалюты, невозможно. Установив правила оборота и предусмотрев меры контроля, можно минимизировать угрозу стабильности финансовой системы и снизить использование криптовалют в противоправных целях
- Организовать проведение операций с криптовалютами в периметре банковской инфраструктуры. Это, по мнению министерства, позволит обеспечить надлежащий контроль за такими операциями и идентификацию всех участников. Для этого необходимо на законодательном уровне ввести новые субъекты регулирования по аналогии с уже действующим регулированием цифровых финансовых активов.
- Проводить операции с криптовалютами смогут физические и юридические лица. Для этого им надо пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке (организаторе системы обмена цифровых валют). Клиентов-физлиц разделят на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Такие правила действуют и сейчас: «неквалы» должны проходить тесты для операций со сложными инструментами, а их суммы ограничены.
- Организаторами системы обмена цифровых валют могут стать банки с универсальными лицензиями. В их функционал будут входить контроль и отслеживание операций с криптовалютами, выявление операций, проводимых в целях незаконной деятельности, идентификация клиентов, хранение информации о сделке в течение как минимум пяти лет, предоставление данных по запросам в ЦБ, Росфинмониторинг, ФНС, следственные органы и т.п., банковское обслуживание участников сделки (клиента и оператора обмена цифровых валют).
- Для контроля и отслеживания операций с криптовалютами следует использовать сервис «Прозрачный блокчейн». Это система анализа криптовалютных транзакций с помощью искусственного интеллекта, разработку которой летом 2020 года предложил Росфинмониторинг. Минфин предлагает применять этот сервис для выявления противоправных криптотранзакций. Например, создать базу данных криптокошельков, связанных с осуществлением противоправной деятельности, финансированием терроризма и т.п.
- За образец процедуры полной идентификации клиентов Минфин предлагает взять швейцарский проект Aximetria, который собирает следующие личные данные: имя, адрес, дата рождения, адрес электронной почты, номер телефона, паспортные данные, фотография клиента, номер банковского счета, карта, которая используется для приобретения виртуальных активов, ее срок действия и CVC-код и т.п. Минфин также предлагает отслеживать информацию об устройстве, с которого совершаются транзакции, и данные о самих транзакциях (дата, время, сумма, местоположение и т.д.).
- Создать операторов обмена цифровых валют. Они могут обладать базовыми правами и работать по модели p2p-обменника (между физлицами) или иметь универсальные права и работать по модели биржи. Такими операторами могут быть юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами в соответствии с антиотмывочным законодательством и внесенные в реестр ЦБ. Они смогут проводить операции по обмену криптовалют на денежные средства и наоборот, осуществлять идентификацию клиентов с привлечением банков и предоставлять банкам данные о планируемых к совершению операциях.
- На российском рынке в случае реализации концепции Минфина смогут работать и иностранные биржи цифровых валют. Для этого им надо будет открыть представительство в России, провести техническую интеграцию с российскими банками — организаторами системы обмена цифровых валют, заключить с ними договоры и т.д. В России не смогут работать те биржи, которые зарегистрированы в странах, предоставляющих льготный налоговый режим или не предусматривающих предоставления информации по финансовым операциям.
- Надзорные функции предлагается распределить между ЦБ, Минфином, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генпрокуратурой.
- Определить ключевые параметры осуществления майнинга криптовалют. По его информации, Россия занимает третье место в мире по майнингу.
Официально концепция Минфина в Банк России не поступала.
Минфин предложил новые правила криптовалютных операций вместо запрета — РБК (rbc.ru)