Компания
МТС завершила план
выкупа акций (buy back), объявленный 31 марта 2020 года.
ООО «Бастион»(дочерняя компания МТС) купила 50 900 обыкновенных акций МТС (включая акции обыкновенных акций, представленных ADSs), составляющих 0,003% уставного капитала, выпущенного МТС.
Приобретение ООО“Бастион” 3 222 550 обыкновенных акций (включая акции обыкновенных акций в лице ADSs) за 1 023 млн руб у компании Sistema Finance S. A. (дочерняя компания мажоритарного акционера Sistema PJSFC). Акции представляют 0.1613% уставного капитала, эмитированных МТС.
Программа начала действовать 31 марта. Половина средств была направлена на выкуп бумаг у АФК «Система», которая владеет контрольным пакетом акций оператора через Sistema Finance, остальные средства — на выкуп акций с открытого рынка. В результате реализации программы эффективная доля группы АФК «Система» в капитале МТС не уменьшилась и осталась контрольной.
сообщение
А могли бы выплатить дивиденды инвесторам по 9 руб. дополнительно.
С точки зрения экономики, деньги так или иначе попадают акционерам, выкупает АО акции с рынка или направляет деньги на выплату дивидендов.
Выкуп акций приводит к краткосрочному росту рыночной цены за счет появления дополнительного спроса и к увеличению будущих дивидендов на 1 акцию за счет сокращения количества акций в свободном обращении.
Если акционеру денежный поток не нужен, то он получает свою выгоду от увеличения своей доли в АО (и будущих дивидендов, а соответственно и долгосрочного увеличения рыночной цены акций).
Если акционеру нужен денежный поток сейчас, то он может продать необходимое количество акций (краткосрочно цена растет из-за появления спроса со стороны АО). При этом налог на доход акционер может и не заплатить (купил дорого, льгота длительного владения и т.п.). Кроме того, он может продать акции на сумму бОльшую или мЕньшую предполагаемых дивидендов, проявив гибкость. Конечно, это верно, если акции в момент продажи не испытывают сильной краткосрочной просадки по цене. Такое возможно, не смотря на выкуп со стороны АО.
В общем, довольно часто акционерам выкуп акций со стороны АО более выгоден, чем выплата дивидендов.
Например, я формирую долгосрочный портфель «на пенсию», и выплата дивидендов сейчас мне не выгодна, так как приводит к необходимости уплаты налога. А при выходе на пенсию выплата дивидендов оказывается более предпочтительной, так как денежный поток в этом случае не зависит от рыночной конъюнктуры.
Вариант 1. На момент начала байбэка у меня было 3000, на момент завершения байбэка я, как добросовестный акционер, остался при своих 3000 акций. Просто цена кратковременно выросла с 299 до 322 и отпугнула меня от последующих покупок.
Вариант 2. МТС вместо байбэка выплатила бы дивиденды по 9 руб. Я получил бы 27 т.р. минус налог, осталось 23 т.р. Я, как добросовестный акционер, их реинвестировал и у меня стало 3076 акций. А эти 76 акций я бы выкупил как раз у тех, кто и так бы выскочил из МТС через байбэк.
Байбэк сейчас принёс инвесторам шиш, а мог бы принести деньги или дополнительные акции.
Если немного поразмышлять, то становится понятным, что байбэк сам по себе делает «добросовестных» акционеров богаче. При этом без дополнительных затрат с их стороны. Если «добросовестный» акционер хочет стать еще богаче, он должен докупить еще акций. И сделает он это по более высокой цене, что справедливо.
Деньги от байбэка ушли не спекулянтам. Количество акций на руках у спекулянтов примерно одинаково в любой день.
В случае с «добросовестным» АО, когда выкуп акций заранее объявлен и прочая информация о выкупе раскрывается в срок, количество акций на руках у спекулянтов не будет зависеть от факта байбэка или его стадии.
Деньги от выкупа поступают акционерам. При этом не спекулянтам. Значит они поступают «добросовестным» акционерам.
И если проводится байбэк, а я продаю акции (участвую в байбэке), то в этот самый момент я перестаю быть акционером на количество проданных акций.
Может кто-то что-то получил из этих 15 млрд. Но только не я. Я сегодня купил несколько лотов по 320, хотя без байбэка мог бы купить дешевле.
А ещё байбэки точно не увеличивают фри-флоат и ликвидность.
Если говорить о положительных сторонах, то да, на Мегафоне мне удалось выскочить на байбэке с +20%. Но это было вынужденно, под угрозой ухода с биржи.
Возможно, байбэк выгоден контролирующему по отношению к дивидендам еще и по налоговым соображениям.
Мне эта точка зрения кажется ошибочной.
Вы говорите, что вам нужны дивиденды для осуществления новых инвестиций.
Если компания при наличии прибыли не выплачивает дивиденды, значит она осуществила инвестиции сама в себя. Она сделала новые инвестиции за вас, в полном соответствии с вашими целями. При этом Вам это ничего не стоило. Вы просто «не заметили» своих новых инвестиций.
В случае выплаты дивидендов налоги, которые вы заплатили тоже не заметны, но они есть. Радость обладания новым кэшем заставляет вас забыть о «невидимых» налогах, но за 10-20 лет управления портфелем, Вы рискуете потерять колоссальные средства на уплате налогов с дивидендов. Процентов 20% своего итогового портфеля.
Отказ от выплаты дивидендов в пользу их реинвестирования в бизнес эмитента или байбэка, означает, что Вы можете себе позволить покупать акций этой компании в меньшем количестве, оставаясь таким же богатым. При этом Вы экономите на налогах, комиссиях, спредах и пр.
Можно, конечно, действовать нечестно и выкупать. Но тогда это будет плохой корпоративной практикой. Акции компаний с хорошей корпоративной практикой стоят дороже потому, что миноритарии такие компании любят больше.
Когда денег мелких инвесторов на рынке много, а тенденцию роста таких денег мы сейчас наблюдаем на российском рынке, корпоративная практика приобретает все большее значение.
Например, Лисин собрался продать 2% долю НЛМК. Ему пришлось бы сделать это дешевле, если бы НЛМК был известен ущемлением прав миноритарных акционеров.