Сейчас почитываю обрывочно различных классиков, сравниваю их взгляды. Детально вникать и читать что-то от корки до корки у меня нет ни желания ни времени, просто хочу понимать суть различных теорий
В общем, обнаружил весьма любопытную вещь. Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность крайних либертарианцев с учением, приведшим к торжеству идей о плановой экономике, суть их взглядов в целом, практически совпадают.
Если обобщить, то можно сказать, что в обоих случаях причина кризисов видится в переоценке спроса, и, соответственно, ошибочности длинных инвестиций.
Маркс считал, что капиталист, в своем стремлении к максимальной прибыли и снижении себестоимости стремится максимально расширить производство и пытается искусственно стимулировать спрос (например — скидки на продукцию). Для этого максимального расширения, ему необходимо инвестировать в средства производства, в итоге, на эти средства создается избыточный спрос, превышающий возможности рынка и реально возможный спрос, поставщики средств производства оказываются перекредитованными и перекупленными, в итоге спрос все равно неизбежно падает, и происходит дефолтный коллапс.
Австрийцы так же говорили об ошибочности ожиданий спроса, о том, что длинные инвестиции всегда являются ошибочными, только причину они видели в другом, а именно: в раздутии денежной массы. Иллюзия роста спроса происходит в момент вливания необеспеченных денег в экономику. После того, как конечный потребитель дорвался до денег, он начинает потреблять(например — Вау! зп повысили!), но вскоре обнаруживается, что покупательная способность денег упала, соответственно, спрос сокращается. После этого, чтобы поддержать иллюзию роста спроса происходит очередное вливание денег в экономику. Это все идет до тех пор, пока не начинаются массовые дефолты, после чего экономика, а вместе с ней и денежная масса резко схлопывается.
В общем то, объяснение австрийцев представляется более адекватным. Но суть там одна и та же в обоих случаях — ошибочность длинных инвестиций (инвестиций в средства производства), из-за переоценки роста спроса. Наивность марксовской трактовки заключается в том, что промышленник едва ли может быть серьезно введен в заблуждение иллюзией спроса, если он сам же и создает эту иллюзию. То есть, в версии Маркса, промышленник сознательно идет на эти риски, соответственно, понимание этих рисков сдерживает ошибочные инвестиции.
Тем не менее, в обеих версиях основа одна и та же, различно лишь объяснение механизмов. Создается такое ощущение, что во взглядах маркса вообще нет финансовой составляющей. Возможно, он просто плохо понимал финансовую и банковскую сферу, поэтому и игнорировал и недооценивал ее влияние на экономику.
Напомню, что тогда уже вовсю были движения марксистов и множество специалистов по Марксу.
В этом смысле забавно ваше утверждение про обрывочное почитывание Маркса и последующие глубокие выводы.
Я мог бы возразить, что Величайший ум, который стоит с десяток таких как Ленин, Маркс и Гегель вместе взятые — Артур Шопенгауэр, считал Гегеля шарлатаном и идеологической подстилкой местной власти, а его философию — ахинеей, но воздержусь от этого.
По существу могу сказать только одно — вот про это:
Метод Маркса (который он взял от Гегеля) — исследует понятие от его возникновения и по ходу развития, при этом пытаясь нащупать те внутренние противоречия, которые приводят к «самодвижению» понятия (то есть к его трансформации).
Поэтому Маркс начал с самого простого натурального обмена. Далее он разворачивал связанные понятия так, как представлял их изменение и эволюцию по ходу истории.
И ключевые противоречия капитализма он обнаружил на том этапе, на котором никакой финансовой системы еще не было.
Поэтому дальнейшее развитие капитализма (по этой логике) может как-то сглаживать эти ключевые противоречия, но не устраняет их.
Даже не знаю, что он считал основным противоречием точно, пока нагуглил вот это:
Тут он, определенно, не прав. У него, по-ходу, в основе модель неверная, она излишне переусложненная. На самом деле все гораздо проще: капиталист покупает труд рабочего, и продает продукт совместного вложения труда рабочего, собственного труда и остальных средств производства. Каждый из рабочих продает свой труд. «Общественное» не отменяет частное. Каждый экономический субъект действует из соображений своей выходы. Собственно, и сам капиталист тоже вкладывает свой труд по организации производства в конечный продукт.
Конечно, модель ранних экономистов, типа Адама Смита, которые говорили про конкуренцию, про равновесие, и тп, утопична, они не учитывали «эффект» сильного игрока, который не всегда честен. Да и многое другое. Но именно то противоречие, которое задекларированно Марксом, оно отсутствует полностью
Есть производство и конечное потребление. Чтобы они были сбалансированы — совокупные доходы производителей должны переходить потребителям в виде зарплат (и других выплат), а затем переходить обратно производителю как доходы от продаж.
Но за счет присвоения прибавочной стоимости часть этих затрат накапливается у производителя и не доходит до потребителя.
В итоге у потребителя снижается платежеспособный спрос.
В этом и заключается «противоречие между общественным характером процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения».
А без присвоение прибавочной стоимости — это уже не капитализм.
Это из того, что у меня отложилось по Марксу.
Она не должна накапливаться у производителя, если он сознательно не откладывает ее в сундук. Производитель также является потребителем. Он может вложить ее в средства производства, недвижимость, предметы роскоши, во что-бы то ни было, и это создаст спрос в экономике.
По сути, между производителем и потребителем в этом смысле нет концептуальной разницы: производитель является потребителем, а потребитель — производителем(иначе где он возьмет средства для потребления). Разделение на потребителя и производителя условно, не абсолютно. Есть только субъекты экономики, и различаются они только размером оборота.
Так или иначе, капитализм может находится в равновесии пока идет общий рост рынка, сравнимый с общим уровнем добавочной стоимости.
Это обсуждали даже Ленин и Роза Люксембург как-то — возможен ли бесконечный рост рынка. Роза Люксембург считала, что невозможен и при достижении пределов рынка — капитализм скатывается в кризис перепроизводства (это не тогда, когда дофига производится, а тогда, когда товаров дофига, а денег их покупать у людей нет).
Ленин считал иначе, но тогда получалось, что капитализм может существовать вечно и он как-то эту тему развивать не стал %)
Эта разница есть, никто не спорит, но ведь Вы же говорите, что Маркс говорил не о ней, а о дисбалансе спроса и предложения в экономике. Причем тут расслоение?
Равновесие будет в любом случае. При падении рынка падает как спрос так и предложение, они взаимозависимы и тянут друг друга за собой, взаимно уравновешивая друг друга.
Это естественный процесс. Никто не способен с точностью до цента рассчитать объемы спроса. В небольшой степени перепроизводства нет ничего плохого, это просто небольшой момент инерции. То что в экономике случаются такие резкие коллапсы — это вина не капитализма, а печатного станка. Если бы вещи развивались естественным образом, это была бы просто легкая волатильность. В некоторые моменты спрос превышает предложение, в некоторые — наоборот. В целом, рынок бы стабильно рос.
Вечный рост невозможен, но это уже другой вопрос. Он невозможен просто из-за того, что ресурсы ограничены.
Маркс как раз говорил в первую очередь о добавочной стоимости. Ленин даже называл эту часть «краеугольным камнем всей экономической теории Маркса».
И по-моему из указанного выше противоречия с неизбежностью следует расслоение — если на несколько шагов вперед пройтись.
А из Маркса следует, что печатный станок (как и госдолг) — один из способов капитализма поддержать себя, не снимая основное противоречие. Без этого вся система давно бы рухнула.
И повторюсь — это не мое мнение (свое я до конца не сформировал) — поэтому нет смысла мне доводы приводить %)
Я всего лишь описываю то, что понял из Маркса. И логику его теории.
Ваше право так думать, но я думаю иначе.
Во-первых, у субъектов совершенно разные роли и между ними совершенно разные по природе своей отношения с совершенно разными параметрами.
Кроме того, никто не отменял одну из самых замызганных гегелевских идей про переход количества в качество.
Так или иначе — я пожалуй всё сказал, что у меня было про Маркса, закругляюсь на этом.
Маркс видел финальное окончание капитализма в отмене прибавочной стоимости и представлял общественное устройство при котором это будет возможно.
Однако, это (возможно) — финальный этап, что не отменяет других трансформаций, движимых этим противоречием. И мы их увидели:
1. глобализация (расширение рынков, позволяющее инвестировать накапливаемую прибыль и сохранять баланс)
2. рост финансовых рынков, который сделал максимально эффективным перераспределение этих прибылей
3. методы Кейнса по стимулированию потребления и наращивание госдолга ведущих кап.государств
Все эти трансформации не снимают исходное противоречие, но хорошо им объясняются.
ИМХО, невозможно отменить прибавочную стоимость, это прибыль, фактически, и ее имеют все, кто производит обмен. Причем это категория субъективна, в том смысле, что каждая из сторон производя обмен, всегда ценит то что имеет меньше чем то, что он приобретает. В случае с наймом рабочей силы, рабочий ценит свой труд меньше, чем деньги которые за него получает, капиталист же — наоборот. Эта разница с точки зрения рабочего, продающего свою работу — и есть его прибавленная стоимость.
Вам не кажется, что это бред? Попросту говоря, он утверждает, что капиталист недоплачивает рабочему. Он это понятие высосал в буквальном смысле из пальца. Если капиталист недоплачивает рабочему, то зачем рабочий соглашается продавать свой труд ниже «истинной» цены?
Это можно сравнить с простой покупкой на рынке. Вы хотели бы купить вещь за 50 рублей(или за 0 рублей, не важно), а она продается за 100 рублей. Если она вам необходима, Вы ее все равно купите. А продавец хотел бы продать ее Вам за 1000000 рублей. Но он пдает за жалкие 100, потому что он знает, что за миллион Вы ее не купите. Ну и кто кого тут надул?
Где тот верховный судья, который рассудит, кто кого облапошил?
Если следовать логике Маркса, то почему я не могу утверждать, что это наоборот, рабочие присваивают долю капиталиста, он переплачивает им за труд?