Блог им. Sid_the_sloth
И снова «разбор полётов»! ТОП-1 застройщик России «Самолёт», который постоянно держит инвесторов в напряжении, опять выруливает на взлётную полосу долгового рынка. И у меня в связи с этим сразу три хорошие новости.
👉Во-первых, нескучный эмитент. Во-вторых, обещанная купонная доходность до 21%. И в-третьих, сразу ДВА фикса — на выбор. Давайте разбираться, потянет ли наш крылатый строительный гигант 19-й и 20-й релизы облигаций.

Я уже 7 лет активно инвестирую в долговой рынок РФ (и не только — рассказывал, как я погорел на египетских облигациях), и постоянно слежу за новинками, достойными внимания. Ранее делал обзоры на новые выпуски Система, Патриот, Полипласт, Агроэко, Миррико, Атомэнергопром, Металлоинвест, Башкирия, РУСАЛ, НоваБев, Норникель, Кокс, ГТЛК, ВТБ_Лизинг.
Чтобы не пропустить другие обзоры, подписывайтесь на фирменный телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
🏗️А теперь — полетели смотреть на новые выпуски от Самолета!
🏗️ГК Самолет — один из крупнейших российских девелоперов, реализующий масштабные проекты в Московском регионе, СПб и Лен. области.
🏆Самолёт на 01.09.2025 сохраняет 1-е место в рэнкинге ЕРЗ по объемам текущего строительства (5 млн кв. м). На 2-м месте ПИК (4,6 млн кв. м), а вот Группа ЛСР, например, за 8 месяцев опустилась с 3 на 7-е место (1,5 млн кв. м).
Акции торгуются на Мосбирже с 2020 г. под тикером SMLT.
Компания постоянно «радует» инвесторов негативными новостями. В конце августа в офисах «Самолета» прошли обыски в рамках двух уголовных дел по не сданным вовремя ЖК у нас в Питере. Чуть раньше стало известно о внезапной смерти основателя и мажоритария «Самолёта» Михаила Кенина.
✈️Перед этим компания признала массовое сокращение сотрудников (до 30% штата). Уже 2 года всех не на шутку тревожат огромные долги застройщика.

Справедливости ради, Самолёт пытается избавляться от непрофильных активов. Только что продали участок на Васильевском острове за 6,5 млрд ₽ и незадолго до этого закрыли сделку с «Брусникой» на 3,5 млрд ₽.
⭐Кредитный рейтинг: A «стабильный» от АКРА (понижен в декабре 2024), А+ «негативный» от НКР (февраль 2025).
💼В обращении 10 выпусков общим объемом 87 млрд ₽. Делал обзоры почти на все предыдущие выпуски. В июле был успешно погашен выпуск 1Р12 на 15 млрд, а в начале 2026 г. предстоит оферта по выпуску 1Р13 (а выпуск аж на 24,5 ярдов).

Смотрим самый свежий отчет МСФО по итогам 1-го полугодия 2025 года:
👉Выручка: 171 млрд ₽ (без изменений г/г). Себестоимость продаж снизилась на 2,9% до 106 млрд ₽. Выручка за весь 2024 г. составила 339 млрд ₽ (+32% г/г).
✅Скорр. EBITDA: 57,5 млрд ₽ (+7,4% г/г). Рентабельность по EBITDA подросла до 33%. По итогам 2024 г. скорр. EBITDA выросла на 19% и составила 109 млрд ₽.
🔻Чистая прибыль: 1,84 млрд ₽ (падение в 2,6 раза!). Главная проблема — удушающая долговая нагрузка. Финансовые расходы взлетели до 52,3 млрд ₽ — сопоставимо со всей Ебитдой. Прибыль за весь 2024 г. была 8,16 млрд ₽ (падение более чем в 3 раза на фоне 2023).
💰Собств. капитал: 56,2 млрд ₽ (+6,7% за полгода). Активы прибавили 5% и достигли 1,01 трлн ₽. На балансе 26,5 млрд ₽ кэша (в конце 2024 было 25,4 млрд).
🔺Кредиты и займы: 704 млрд ₽ (+9,8% за полгода). Отношение чистого долга к капиталу ухудшилось до 6,25х (по итогам 1П2024 было 5,4х).
🔺Остатки на счетах эскроу: 326 млрд ₽ (+0,6% за полгода). Чистый долг за вычетом остатков на эскроу достиг 351 млрд ₽ (+20%). Долговая нагрузка по отношению ЧД / EBITDA LTM с учетом корректировок резко выросла до 3,11х (в конце 2024 было 2,68х).
🏠Самолет продолжает наращивать запасы, которые выросли до 559 млрд ₽ (+6% за 6 мес). В условиях нестабильного жилищного рынка это выглядит рискованной стратегией.

💎Выпуск П19 (фикс):
● Название: Самолет-БО-П19
● Купон: до 18,25% (YTM до 19,86%)
● Погашение: через 3 года
💎Выпуск П20 (фикс):
● Название: Самолет-БО-П20
● Купон: до 21% (YTM до 23,14%)
● Погашение: через 1 год
💎Общие для обоих выпусков:
● Номинал: 1000 ₽
● Общий объем: 3 млрд ₽
● Выплаты: 12 раз в год
● Оферта: нет
● Амортизация: нет
● Рейтинг: А от АКРА, А+ от НКР
● Только для квалов: нет
👉Организатор: Совкомбанк.
⏳Сбор заявок — 25 сентября, размещение — 30 сентября 2025.

✈️Итак, Самолет размещает 2 фикса (на 1 год и 3 года) общим объемом 3 млрд ₽ с ежемесячными купонами, без амортизации и без оферты.
✅Очень крупный эмитент. Застройщик №1 в РФ по объему текущего строительства с высоким кредитным рейтингом A.
✅Хорошая доходность. Ориентир купона 21% для короткого фикса — рекордный по нынешним временам в данной кредитной группе.
⛔Долговая нагрузка. Долг растёт намного быстрее, чем компания успевает реализовывать недвижимость и раскрывать счета эскроу. Если продажи снизятся, придётся снова продавать активы. Усугубляет ситуацию низкая доля собственного капитала в структуре фондирования.
В июньском разборе я цитировал фин. директора компании, что "18-й выпуск может стать единственным в 2025 году" и подчёркивал, что я в это не очень верю. Как видите, больше выпусков нет (ха-ха).
⛔Отрицательный денежный поток. Минус 272 млрд ₽ по итогам 2024 г. против -136 млрд в 2023-м. И это на фоне огромных процентных расходов🤦♂️
⛔Отраслевые риски. Отмена общерыночной льготной ипотеки ударила по всем девелоперам, и Самолёт конечно не стал исключением. Перспективы рынка недвижимости в РФ на ближайшие годы туманны, хотя в 2025-м отмечается оживление и рост продаж.
💼Вывод: доходность отражает риски эмитента. Но если вы не верите в банкротство крупнейшего девелопера РФ на горизонте ближайших лет, то оба фикса выглядят довольно заманчиво.
У Самолёта все ещё приличный земельный банк, который можно частично продать, и довольно много уже построенной, но не реализованной недвижимости. Знаковым моментом может стать оферта по выпуску 1Р13 в начале 2026.
Сохранение текущего уровня продаж в условиях высокой конкуренции будет сложной задачей, не говоря уже о росте. При этом, на мой взгляд, определенный запас прочности у компании присутствует. Вопрос в том, успеет ли наш «Самолёт» изменить курс до того, как треснет харя фюзеляж🤷♂️
🎯Другие свежие фиксы: Атомэнергопром 1Р8 (рейтинг ААА, купон 14,7%), Башкирия 34016 (АА+, 14%), НоваБев 3Р1 (АА, 14,5%), Кокс 1Р6 (А-, 20,5%), ВТБ Лизинг 1Р3 (АА, 15,5%), КАМАЗ П16 (АА-, 14,9%), Балт. лизинг П19 (АА-, 17%), Росинтер 1Р1 (BB+, 25,5%), Нов. Техн. 1Р8 (А-, 17%), Ур. Сталь 1Р5 (А, 18,5%).
👉Подписывайтесь на телеграм — там все обзоры, подборки, качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 Самые опасные облигации в 2025. Кто может уйти в дефолт в любой момент?
📍 Подборка ЛУЧШИХ СВЕЖИХ облигаций за сентябрь 2025. Часть 1
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Т-Пульс: sid_the_sloth
Ректор не оценил эту идею и послал подальше.
Я тогда подумал — это дичь какая то. Институт должен учить а не иметь свой карманный банк.
А потом наступили времена когда не иметь своего банка для серьезного бизнеса уже как то странно и скоро мы дойдем до того что появится какой нибудь «Шаурма Банк».
Конечно преподаватель который предлагал такое был реально очень умным. Он читал лекции по бухучету в Сорбонне.
Он, видимо, был человеком советской закалки, когда ВСЁ финансирование вузов шло от государства. И щедро.
«А вы — только УЧИТЕ»© И делайте это хорошо. Это ваша обязанность. —
А ваш доцент быстрее приспособился к условиям периферийного капитализма, когда вуз-ы РФ стали, по факту, сейчас «коммерческими предприятиями». А таким полезен и выгоден свой собственный финансовый инструмент/институт.
Если ВУЗ государственный и з/п со стипендиями шли из госбюджета, то за такие махинации ректора прикрыли бы моментально. Может в 90-х такое и прокатывало, но в нулевых с этим уже все строго было.
И сейчас уже прошли времена, когда банков было, как собак нерезаных, т.е. не каждый ларек может позволить себе собственный банк.
А татар, которые именно это и сделали с сер.90-х для всей экономики и промышленности Татарии — раскассировали. Федеральная власть. — Прецедент с банком «Ак Барс»
myseldon.com/ru/news/index/179261967
Вообще не верю.
Были бы реально большие проблемы «Самолет» давал бы скидки на недвижимость. А он ничего этого не делает. Это первое.
А второе при снижении ключевой ставки «Самолет» прекрасно перекредитуется под более низкую ставку. Акции сейчас падают, перспективы выплат дивидендов туманные у очень многих, так что облигации такого мощного эмитента с удовольствием разберут.
Тут более странно что у того же «А101» нет серьезных связей во властных структурах а особых проблем у него нет.
Если бы у «Самолета» были какие то серьезные проблемы он бы новые проекты замораживал. Но ничего подобного и близко нет.
Я частенько читаю ваши посты, спасибо вам за проделанный труд, действительно помогает другая точка зрения с учетом аргументов и живых мыслей. Но вот не задача, я анализирую компанию Самолет, и как обычно провел анализ отчетности, выписал таблицу… Решил узнать больше информации, залез на форум, и понял что потерял большие суммы денег, а именно 500 лярдов долга… выручка не сходится, где я ошибся, почему в отчетности за год цифры не те?.. (Буду признателен за ваш ответ)
— вы точно сравниваете МСФО с МСФО, а не РСБУ с МСФО?
— вы точно сравниваете отчеты за один и тот же период?