Новости рынков

Новости рынков | ЦБ разработал возможные меры для регулирования экосистем

Центральный Банк представил свои предложения в докладе для общественных консультаций «Экосистемы: подход к регулированию».

Основное видение:

  • Платформы приносят инновации в экономику, дают новое качество жизни для потребителей
  • Платформы и экосистемы предоставляют новые возможности поставщикам товаров и услуг
  • Нерегулируемое развитие экосистем может привносить новые риски как для участников экосистем, так и для иных экономических субъектов, на которые влияет их деятельность, и для экономики в целом
  • В платформенной экономике данные становятся ключевой ценностью
  • Следует также выделить риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы
  • Для минимизации негативных последствий неконтролируемого развития экосистем на российском рынке необходимо принятие адекватных регуляторных и надзорных мер
  • Роль государства как значимого участника на рынке платформенных решений должна быть прозрачна и  предсказуема
  • Оптимальная целевая структура российского рынка – как минимум несколько крупных национальных экосистем, конкурирующих между собой и с иностранными игроками, нишевые поставщики и менее масштабные платформы, удовлетворяющие спрос клиентов за пределами экосистем и бросающие вызов экосистемам-лидерам.
  • Фокус внимания регуляторов – это минимизация рисков и поддержание конкурентной среды, в том числе препятствие появлению искусственных барьеров для догоняющих и нишевых игроков, содействие продвижению инноваций и обеспечение максимизации выгод, получаемых населением и бизнесом страны от внедрения платформенных и экосистемных решений в экономике

Основные риски, привносимые развитием платформенной экономики, можно условно разделить на несколько типов:
• риски для физических лиц – клиентов экосистем;
• риски для физических лиц, не являющихся клиентами экосистем;
• риски для поставщиков – участников экосистем, производящих услугу или продукт;
• риски для поставщиков услуг или товаров, не вошедших в экосистемы;
• риски для экономики в целом;
• риски монополизации технологических решений.

Для создания благоприятной среды и дальнейшего инновационного развития платформенного сегмента в российской экономике концепция регулирования экосистем в России должна включать в себя цели в соответствии со следующими основными направлениями:
• проведение государственной политики поддержки внутренней конкуренции в целях сохранения оптимальной структуры рынка:
конкуренция между крупными экосистемами,
наличие менее крупных платформ и нишевых участников, создание условий для выхода новых игроков на рынок платформенных сервисов;
• защита прав и  интересов потребителей и  поставщиков как внутри экосистем, так и за их периметром;
• обеспечение условий для инновационного развития экономики, а также повышения конкурентоспособности национальных платформ и экосистем;
• содержательный пересмотр понятия недобросовестных конкурентных практик и активное противодействие им;
• отсутствие преференций в  адрес отдельных экосистем со  стороны государства, в  том числе эксклюзивного сращивания государственных сервисов с услугами отдельных экосистем и платформ;
• предотвращение регуляторного и налогового арбитража, в том числе в пользу иностранных участников платформенных рынков;
• интеграция в международную повестку вопросов платформенного регулирования, участие в  выработке международных принципов и  подходов в  отношении регулирования платформ и экосистем.

первый зампред Банка России Сергей Швецов:

Идеальная картина мира, которую мы видим благодаря введению нового регулирования, — это создание регуляторных условий для создания рынка, на котором присутствует несколько конкурирующих национальных экосистем разного размера с умеренной ролью иностранных игроков.

На российском рынке в настоящее время не сложилось доминирующей экосистемы. ЦБ не собирается регулировать структуры экосистем с точки зрения собственности, это могут быть как партнерские схемы, так и много юрлиц, которые принадлежат одной холдинговой компании.

ЦБ предлагает выделить новый субъект регулирования — цифровая платформа или экосистема. На законодательном уровне для них должны быть установлены квалифицирующие признаки, а также определен регуляторный орган. Перераспределений полномочий между госорганами происходить не должно

Ввести требование об открытой модели в отношении доминирующих экосистем. Такая модель предполагает доступ к ней конкурирующих поставщиков товаров и услуг на основе публично раскрываемых платформой критериев. Владелец платформы или связанные с ним компании либо не выступают сами в роли поставщиков на такой платформе, либо «играют по общим правилам». Закрытая платформа отличается тем, что товары и услуги предлагает сама платформа.

Уделить отдельное внимание сделкам слияния и поглощения (M&A) доминирующих экосистем, в том числе в сфере технологических компаний.

Ввести запрет на использование внутренних учетных единиц экосистемы в качестве платежного средства, средства накопления и заемных средств.

источник
1 комментарий
ну всё, кранты экосистемам. срочно надо придумывать другое название феномену, которому уже 200 лет. Давайте назовём его корпорация, ой это уже было. Тогда холдинг, и это тоже было. Значит назовём так чтоб никто не догадался связанный бизнес, а для красоты переведём на буржуйский и сократим, будет у нас R-bus компания. Пусть ещё 5 лет спят законодатели со своим регулированием.
avatar

теги блога Редактор Боб

....все тэги



UPDONW