Блог им. sortarray

Свобода и торговля понятия совместимые?

Пришла сегодня ночью мысль, которая прояснила мое понимание свободы.

Проблема понятия свободы заключается в том, что в современной общепринятой интерпретации оно бессмысленно.

Почти всегда или вообще всегда свобода одного это несвобода другого.

К примеру свобода ЛГБТ противоречит свободе натурала на сохранение традиционной культуры его народа.
Или например, свобода предпринимателя противоречит свободе рабочего получать справедливый процент за свой труд.
Свобода пацифиста противоречит свободе народа на отстаивание суверенитета с помощью военных средств.
Свобода женщины на применение косметических средств и изменения внешности противоречит свободе мужчины выбирать себе женщин по критериям натуральной красоты(это сегодня справедливо и в обратном направлении).
Свобода курильщика противоречит свободе некурящего.

И тому подобное, таких примеров можно привести миллионы.

Это значит, что слово «свобода» это бесполезный фетиш, обслуживающий правящие классы и народы, можно делать все что угодно, подгоняя эти действия под свою интерпретацию «свободы».

Что же стоит за этим понятием на самом деле? Я это понял. Это свобода от любой формы эксплуатации человека человеком, будь то рабство или экономическое принуждение. Только в этом значении слово «свобода» может иметь смысл.

Понятие свободы противостоит рабству и крепостной зависимости. Таковым оно и было ранее

Торговля есть движение типа деньги-товар-деньги. Ограничивает ли это свободу? Безусловно, ибо производитель полностью зависим от торговца в рапределении доли прибавочного продукта. Отчуждение от продукта своего труда неизбежно приводит к зависимости рабочего от торговца, рабочий не может контролировать распределение продукта и свою справедливую долю в этом распределении. А помимо прочего, это средство для принуждения собственно к труду, к той степени труда, которая необходима для прокорма. Она не «объективна», а зависит от распределения благ. Это является эксплуатацией, явной или нет, и это противоречит свободе в подлинном смысле, о котором я сказал.
Притом, совершено неважно, берет ли функции торговли на себя государство или нет, ибо государство в любом случае сливается с капиталом, и оттого что свободный предприниматель Абрамович становится государственным чиновником Сечиным ничего не меняется

Вот эта трактовка свободы и лишь она может иметь настояший смысл. Это не значит, что торговля является единственным средством порабощения, разумеется.
Но для меня важно в этом открытии то, что, по крайней мере, вектор пути человека к свободе ясен.
И путь этот, в значительной мере путь в прошлое, в Восточную степную цивилизацию, арийские империи, где степень свободы была высока, ибо именно западные земледельческие цивилизации, начиная с Ассирии повернули человечество к рабству. Оазисное земледелие было первой формой. Ассрия была сметена, но она реинкарнировалась в Египте, а позже в средиземноморской колонизации греков, пунов и ромеев. Странное дело, но выходит что именно земледелие стало основной причиной рабства. Почему так получилось, сказать сложно, но один из главных факторов видимо в том, что избыток земледельческого продукта освободил руки, обеспечив прокорм рабов, которые не занимались на земле, а были заняты в строительстве и других отраслях.
И мы идем к рабству в данный момент, к сожалению, идем под флагами «свободы». Главный признак несвободы — это разделение труда, с неизбежным отчуждением от продукта производства. Если человек теряет контроль над товарооборотом, в котором принимает участие, он уже несвободен
23 комментария
VectorFX, это не имеет отношения к свободе, всего лишь баланс интересов, опять же ограничения частных трейдеров ведут к чьему то профиту наверху, позволяют ему захватить бОльшую долю, например, или рычаги воздействия на промышленость
avatar
На мою думку, свобода это упорядоченная анархия.
avatar
Люфт, Это определение так же противоречиво как и все перечисленные. Возможен лишь баланс интересов между грязнулями и чистоплюями, равно как и между прилежниками и разгильдяями. Ты бросил фантик мимо урны, кому то это не понравится, и все будет зависеть от того как мамка решит, кого из вас по попке шлепнуть
К тому же «анархизм» вообще то не об этом, ну да ладно
avatar
sortarray sortarray, анархизм как раз об этом, он заявляет что «твоя свобода заканчивается там, где начинается моя».
avatar
Люфт, Читайте Прудона и Бакунина, чтобы узнать что есть анархизм
avatar
sortarray sortarray, зачем мне читать каких-то клоунов
avatar
Люфт, Ну, когда я сказал

К тому же «анархизм» вообще то не об этом, ну да ладно

Я имел в виду дифференциацию понятия в политическом и кухонном смысле
avatar
Люфт, Само слово «анархизм», кстати, означает безвластие.
avatar
sortarray sortarray, ну да, а безвластие это то о чем я сказал, когда каждый является властью для себя самого и больше никого, тобишь власти нет, а порядок есть — в этом парадокс анархии матери порядка.
avatar
Люфт, Это утопия. Группировка всегда будет давлеть над индивидуальностью, и соответственно, невозможно отстоять свою личную свободу
avatar
sortarray sortarray, значит это уже будет не анархия, а несвободные группировки.
avatar
Люфт, но этого не быть не может, тогда о чем разговор?
avatar
sortarray sortarray, о том, что все мы рабы.
avatar

sortarray sortarray, очень интересные мысли зашевелились у меня в голове после прочтения Ваших...

Получается, что в нашем обществе есть различные степени свободы для каждого человека.

Кто-то вынужден РАБотать за еду, а кто-то РАБотает за большие деньги, но тоже не свободен. Не свободен потому, что за эти деньги — ему могут в любой момент позвонить и «угнать по тревоге» в любой регион решать любую проблему...

А некоторые — приспосабливаются… Становятся самозанятыми и сами решают сколько, как и когда им потрудиться… Последние мне кажутся более свободными, чем первые...

avatar
pessimist, самозанятость свободней, но цены на продукт все равно диктует капитал, и самозанятый из этих рамок в общем случае не выпрыгнет. Ценовую политику он не изменит. И его все равно используют
По настоящему свободен лишь тот кто сидит на товаропотоке и контролирует его. Он и пишет законы
avatar

sortarray sortarray, а если подумать, то одному власть в руках не удержать...

А это значит, что власть держит гоп-команда, где каждый следит за каждым и ограничивает каждого, чтобы не остаться не у дел… И получается, что эти контролеры товаропотока, тоже не так, уж, и свободны... 

А даже, если одному и удается держать власть, то почему тогда от трона до эшафота всего один шаг? Тоже, получается, что весьма относительная свобода...

avatar
pessimist, ну, тут уже о другой свободе речь
avatar
свобода зеленого противоречит свободе теплого. децкий сад.
avatar
Виктор, глупый коммент Вы оставили
avatar
sortarray sortarray, уважаемый!

А что Вам мешает трактовать свободу в духе стоиков?
Ну, если вульгарно, свобода — это право совершить любой поступок, при условии, что ты готов ответить за него (принять последствия).

С уважением
avatar
Мальчик Buybuy, как то давненько сам думал об этом, без стоиков. Именно так я впервые задумался о сущности этого понятия. Но это тавтология, по-моему. В любом случае действия влекут последствия, и любой отвечает, хочет он того или нет, следовательно все и так свободны, но если все свободны, то и свободы нет
Скажем, любой может совершить преступление, но кого то останавливает страх наказания или мораль, но это не отменяет его свободы, он может это сделать, но по каким то причинам не делает, вот и все. А тут все в равных условиях
Так же как я, допустим, не пью пепси, но свободен в том чтобы ее выпить
avatar
sortarray sortarray, не, это уже рефлексия

Так мы легко придем к тому, что свобода — это осознанная необходимость.
А здесь уже отчетливо пахнет Марксом, Энгельсом, Лениным, ...

Лично я придерживаюсь философии стоиков. Хочешь делать — делай. Если готов за это ответить.

С уважением

P.S. Пепси не пью — не нравится. Людей не убивал (пока), но нравственный запрет в этом вопросе мне перпендикулярен.
avatar

теги блога sortarray sortarray

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн