Блог им. JediMik

Фонд НЕ для будущих поколений (ФНБ исполнилось 10 лет)

Фонд национального благосостояния (ФНБ) был выделен из Стабилизационного фонда в феврале 2008 года. Нефтяные цены тогда были на пике, никаких проблем с бюджетом. Вскоре, начался кризис, цены на сырьевые товары(commodities) рухнули и ФНБ с 2009 года больше не пополнялся...

Вместе с тем, на сайте Министерства Финансов цели этого фонда полностью связаны с пенсионным обеспечением граждан. Так и написано:
"Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации."

На деле, средства фонда инвестируются не ради приумножения капитала. Более того, все последующие годы из фонда изымаются средства в государственный бюджет. 

Подробности я расписал здесь

Работая только с открытыми источниками (сайт ПФР и сайт МинФин РФ), можно увидеть: объём средств фонда будущих поколений только снижался. Не смотря на то, что средства фонда инвестировались, происходили изъятия в государственный бюджет.

Фонд НЕ для будущих поколений (ФНБ исполнилось 10 лет)

В июне 2018 года есть пополнение фонда, впервые с 2009 года. Но это лишь средства из расформированного в начале 2018 года Резервного фонда. 

Программа софинансирования пенсий номинально действует до сих пор, но новых участников в неё не принимают с 2015 года. 

Больше всего раздражает тот факт, что доходы от инвестирования средсв фонда не оставались в ФНБ (капитализировались), а изымались в больших объёмах в государственный бюджет. Фонд не только потерял в абсолютном выражении, так же надо учитывать инфляцию за все эти годы. с 2009 года новых пополнений не было и все эти деньги обесценились вместе с долларом на более, чем 10% !!

Вот такая необъявленная пенсионная реформа шла все эти годы, правила игры менялись и люди даже не знали, что с их деньгами происходит. Сейчас ходят новости, что скоро ФНБ прекратит своё существование.

Николай Помещенко 07/2018

«Мир в экономике» в Телеграм: https://t.me/Pomeschenko

★3
24 комментария
Ждун, да, всё ради кота вообще было.
Эх… берите пример ну хотя бы с Тимофея как нужно выглядеть во время съемки видео… хотя о чем это я… спасибо что хоть в майке
avatar
Alexandr_KAA, это футболка из Декатлона! она чистая, даже гладил на прошлой неделе )
профильный Комитет Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал коллегам принять в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста в России, внесённый в ГД 16 июня.
+ + + + + +

У Исаева четырёхэтажная гостиница в Баден-Бадене.
Остальные тоже не бедствуют.
И не нам, нищеглотам, судить о мудрости и прозорливости этих выдающихся деятелей.
Повысили так повысили. Значит так оно правильнее.
Вот Путин, он же тоже уже пенсионер, а пашет как раб на галерах.
И нам нужно всем так же.
На благо Родины! До конца! Не жалея себя и своих сил! За Россию!
livejournal.com/
Фонд Н*Балова
20 лет их обворовывали и никто не жаловался ;)
avatar
Евгений, ну вот да. 
Пополнение ФНБ в июне 2018 года производилось не из Резервного фонда, который закончил свое существование в январе 2017 года, а из накопленных на валютных счетах федерального бюджета средств от проведенных в прошлом году интервенций Минфина России в рамках временной версии бюджетного правила 2017 года. Накопленные интервенции прошлого года (829,2 млрд руб.) размещались на валюиные депозиты в коммерческих банках, в результате чего с учётом курсовой переоценки их стоимость возросла до более чем 900 млрд рублей. Так в следующем году интервенции 2018 года (более 3,5 трлн рублей) будут перечислены в ФНБ вновь, в результате чего объем фонда на конец 2019 года превысит 7 процентов ВВП, что позволит правительству увеличить объем инвестиций во внутри российские инфраструктурные проекты
Кроме прочего, прошлогодние изъятия из ФНБ в размере более 600 млрд руб. в сентябре-октябре 2017 года были направлены как раз на покрытие дефицита ПФР. А софинансирование доброльныз пенсионных накоплений из ФНБ производится ежегодно в апреле-месяце с 2015 года в размере 4-9 млрд рублей.
Сергей (serzinho), смотрите по ссылкам. 4-9 млрд на софинансирование, при этом более 30 млрд в год на что?

и я не понимаю, почему надо покрывать дефицит бюджета ПФР из суверенного фонда и при этом повышать пенсионный возраст?! или одно или другое
Николай Помещенко, я согласен, что ФНБ можно как раз по мандату использовать на финансирование дефицита ПФР. Причем если демография каждый год ухудшает положение ПФР на 200 млрд руб например, то их как раз и можно ежегодно финансировать из ФНБ, чей объем составляет сейчас почти 5 трлн руб., а к концу года будет почти 6,5 трлн руб. Я то как раз понял и согласен с вашей мыслью. В том году впервые фнб использовали на покрытие дефицита ПФР, в объеме чуть больше 600 млрд руб. При этом в следующие годы не планируется. Правительство хочет оставить за фнб только функции финансирование дефицита фб и инвестирование во внутренние самоокупаемость инфраструктурные проекты. Согласен, что с повышением пенсвозраста при помощи фнб можно было подождать ещё минимум десяток лет. Глядишь, обещанное улушчние демографической ситуации подоспело бы.
Сергей (serzinho), поймите меня правильно, я впервые слышу такую позицию. «Правительство хочет...» — это не аргумент 100%, когда они хотят? Сегодня? а завтра? 
Правила игры меняются чаще раза в год и дискуссия открыта
Нет, пока судить рано и пусть люди готовятся к худшему и обсуждают. 
Николай Помещенко, ну так я о том и говорю. Но по поводу фнб, а точнее смещения его функционала в сторону фонда стабилизации федбюджета (от механизма балансирования пенсионной системы) — это официальная позиция Минфина, со времен внедрения последнего бюджетного правила, т.е. с 2017 года.
Сергей (serzinho), лично я не вижу смещения. Всегда, сколько себя помню, основное было — федеральный бюджет. ЗВР растут, но дефицит фед.бюджета рассматривается как главное зло. 
Но это я уже в другую тему лезу )
Николай Помещенко, дефицит федерального бюджета всегда в кризис финансировался при помощи средств Резервного фонда, так было в 2009-2010 гг., так было в 2015-2017 гг.

Однако в соответствии с бюджетным правилом, дефицит федерального бюджета с 2018 г. будет финансироваться (при наступлении условий, описанных вбюджетном правиле) средствами ФНБ.

Вместе с тем мандат балансирующего Пенсионную систему механизма с ФНБ не снимался, поэтому, как и в 2017 г. финансирование дефицита ПФР из средств ФНБ теоретически возможно, но в проектировках закона о бюджете не заложено.

Формально косвенно, финансируя дефицит ФБ, ФНБ участвует в покрытии дефицита ПФР, поскольку федеральный бюджет осуществляет трансферт в Пенсионный фонд в размере более 3 трлн руб.

ЗВР росли в 2015-2018 гг. даже при использовании средств Резервного фонда и ФНБ на финансирование дефицита (в общей сложноти из фондов в бюджетную систему было перечислено более 6,5 трлн руб. за три года), поскольку валютный эквивалент этих средств на рынке Банком России не обменивался. Деньги формально просто печатались для Минфина России, снижая структурный дефицит ликвидности банковской системы и переводя ее в состояние структурного профицита, что затем было принято абсорбироваться при помощи стерилизационных механизмов Банка России — депозитных аукционов и аукционов по размещению ОБР (с 2017 года), а с 2016 года — еще и при помощи продажи ОФЗ из портфеля БР на вторичном рынке.
Сергей (serzinho), спасибо за подробное разъяснение. Обдумаю
Вообщем раскачать не получилось
Илюха-перехай, у меня там ещё 4 пункта, по ним претензии актуальны) да и это объяснение лично меня не устраивает. 
Потому что есть фонд Норвегии и фонд Аляски. они тоже суверенные и работают на людей, а не на затыкание дыр
«все последующие годы из фонда изымаются средства в государственный бюджет»… а из бюджета в пенсионный фонд ежегодно 3-4 трлн рублей перечисляется. Но мы этого конечно же не замечаем.
avatar
NotAvaliable, это суверенный фонд, из него не должно быть нецелевых изъятий. Только на софинансирование пенсий. Иначе весь смысл теряется. 
Николай Помещенко, возможно так и есть.
Но я смотрю
февраль 2009 в фонде  783.31 млрд рублей
Июнь 2018 3 927.58 млрд рублей

То есть за 10 лет активы фонда выросли в 5 раз. Если там и были изъятия как то они не очень повлияли на раземер фонда.

А приводить график в долларах = прямое манипулирование.
avatar
NotAvaliable, в ролике график в рублях. я решил не загружать статью. Вот:

ФНБ в рублях 2008-2018

Думаю, вы поймёте, почему не адекватно говорить «за 10 лет в 5 раз», он вырос в 3 раза меньше чем за год! 


теги блога Николай Помещенко

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн