Блог им. Sid_the_sloth
Эмитент с амбициозным названием «МОНОПОЛИЯ» ворвался на долговой рынок в октябре 2024, разместив свой дебютный флоатер. А потом вошёл во вкус и фигачит новые выпуски с завидным постоянством. Давайте глянем, стоит ли рискнуть и взять в портфель очередной монопольный бонд. Рисковать есть ради чего — купон по свежему фиксу обещают аж до 25,5%.
Я уже 7 лет активно инвестирую в долговой рынок РФ (и не только — рассказывал, как я погорел на египетских облигациях), и постоянно слежу за новинками, достойными внимания. Ранее делал обзоры на выпуски Делимобиль, Воксис, Томская_область, АйДи_Коллект, Башкирия, Самолет, ЕвроТранс, НОВАТЭК, Позитив, ЭТС, Полипласт, Уль._область, СОБИ.
Чтобы не пропустить другие обзоры, подписывайтесь на фирменный телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
🚛А теперь — погнали смотреть на новый выпуск Монополии!

🚛Монополия с 2006 г. предоставляет линейку сервисов для рынка автомобильных грузоперевозок и по сути является цифровой логистической платформой. Функционал платформы позволяет грузоперевозчикам найти груз и вывезти его собственными силами, а водителям-предпринимателям — получить во владение транспорт через лизинг при помощи партнеров компании.
Также Монополия оказывает услуги по перевозке грузов посредством собственного парка техники и развивает систему управления перевозками «Умная логистика», приобретенную в 2024 г.
В 2023 г. Монополия приобрела перевозчика Globaltruck (того самого, с акциями которого я облажался по-полной, упустив шанс сделать +1000% прибыли). По слухам, компания подумывает выйти на IPO.
⭐Кредитный рейтинг: BBB+ «стабильный» от АКРА (сентябрь 2024).
💼В обращении 4 выпуска (флоатер и 3 фикса) общим объемом 4,37 млрд ₽, а ещё Монополия успешно разместила ЦФА на 300 млн ₽. Как в том анекдоте: «Деньги ну очень нужны!».

Самая свежая отчетность по МСФО — за 2024 год. Я проштудировал отчет и извлёк основные цифры:
✅Выручка: 60,2 млрд ₽ (+14,9% год к году). Положительная динамика обеспечена развитием бизнеса в asset-light сегментах. В то же время, выручка от перевозок собственным парком на фоне снижения тарифов просела на 5,2%.
🔻EBITDA: 2,73 млрд ₽ (-22% г/г). При этом сегмент перевозок собственным парком оказался единственным с отрицательной EBITDA в 845 млн ₽.
🔻Чистый убыток: 3,42 млрд ₽ (в 2023 г. была прибыль 3,89 млрд). Финансовые расходы увеличились в 2,1 раза до 3,7 млрд ₽. Из них процентные расходы по займам — 2,2 млрд ₽.
💰Собств. капитал: 2,66 млрд ₽ (падение в 2,5 раза за год). Резкое снижение капитала произошло из-за убытков и выкупа собственных акций на 1,7 млрд ₽.Размер активов снизился на 11% до 27,4 млрд ₽. На балансе 232 млн ₽ кэша (годом ранее было 719 млн).
🔺Кредиты и займы: 11,6 млрд ₽ (-3,5% за год). Из них долгосрочные — 4,76 млрд ₽, краткосрочные — 6,88 млрд ₽. Долговая нагрузка по показателю Чистый долг / EBITDA на конец 2024 г. составила 4,9х (год назад было 3,9х).
👉Ложка меда в бочке дёгтя: стоимость автопарка в собственности на текущий момент превышает сумму долговых обязательств и оценивается в 17 млрд ₽.

● Название: Монопол-001P-05
● Номинал: 1000 ₽
● Объем: 500 млн ₽
● Купон: до 25,5% (YTC до 28,71%)
● Выплаты: 12 раз в год
● Погашение: через 1,5 года
● Оферта: нет
● Амортизация: нет
● Рейтинг: BBB+ от АКРА
● Только для квалов: нет
👉Организаторы: Альфа-Банк, Газпромбанк.
⏳Сбор заявок — 26 июня, размещение — 1 июля 2025.

📦Итак, Монополия размещает фикс объемом 500 млн ₽ на 1,5 года с ежемесячным купоном, без амортизации и без оферты.
✅Достойная купонная доходность. Ориентир купона 25,5% — выше среднего по нынешним временам для данной рейтинговой группы.
✅Хорошие операционные показатели. Выручка в последние несколько лет растет мощными темпами. Также быстро увеличивается количество активных клиентов и парк техники. Но при этом в 2024 г. компания получила миллиардные убытки.
✅Без оферты и амортизации, что при прочих равных я считаю плюсом.
⛔Долги стремительно растут. Общий долг на 31.12.2024 достиг 24,7 млрд ₽ при размере капитала в 2,66 млрд. Показатель ЧД/EBITDA в тревожной зоне — около 4,9х. Правда, в 2021 г. вообще было 7,7х. Ликвидность на счетах стремительно тает.
Сама компания объясняет рост долговой нагрузки серией сделок M&A, в которых привлекалась долговая часть для финансирования приобретений, а также выкупом акций уходящего из России акционера.
⛔Отраслевые риски: по грузоперевозкам бьют дефицит кадров, уход многих авто-производителей и удорожание топлива.
💼Вывод: С точки зрения доходности короткий фикс Монополии получился интересным, хотя убытки и активный рост долга сильно напрягают. Если вы азартный бондовод, то можете сделать ставку на то, что по крайней мере в течение полутора лет компания не прогорит. Для этого она, в частности, запустила допэмиссию акций на несколько ярдов, часть из которой уже выкупили ВИМ Инвестиции.
Можно рассматривать как вклад на 18 месяцев под 25%+ годовых, но в сомнительном местечковом банке, который не попал под программу страхования. Со слов эмитента, снижение долговой нагрузки планируется в том числе за счёт продажи части техники сторонним перевозчикам.
Кстати, вот интересное мнение подписчика в комментариях в тг-канале под обзором первого выпуска:
🎯Другие свежие фиксы: КАМАЗ П15 (рейтинг АА-, купон 18%), УЛК 1Р1 (BBB, 24,5%), ВУШ 1Р4 (А-, 20,25%), РКС 2Р5 (BBB-, 28%), АйДи 2Р4 (BB+, 25,25%), Хэндерсон 1Р1 (А+, 19,5%), ГТЛК 2Р8 (АА-, 19,5%), Система 2Р2 (АА-, 22,75%), Рольф 1Р8 (BBB+, 25,5%), Полипласт БО-05 (А-, 25,5%).
👉Подписывайтесь на мой телеграм — там все обзоры, подборки, качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 ТОП-7 коротких облигаций с доходностью выше 25% (май 2025)
📍 Подборка ЛУЧШИХ СВЕЖИХ облигаций за июнь 2025. Часть 1
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Т-Пульс: sid_the_sloth
Пора брать!