Прошлый год был тяжелый для нефтяной отрасли и для всей обслуживающей эту отрасль индустрии. Когда говорят, что доходы нашего бюджета зависят от нефти лишь на 40%, НМТП отличный пример того, что периферию нельзя исключать и говорить только о добывающих компаниях обособленно. Если снижается добыча нефти, то трудности будут испытывать транспортировщики углеводородов и их производных, НПЗ, нефтехимия и прочие отрасли.
Сейчас мы видим постепенное восстановление добычи нефти, что будет позитивно сказываться и на бизнесе НМТП. Первый квартал прошлого года можно отнести к доковидным, основное снижение операционных и финансовых результатов пришлось именно на 2-4 кварталы.
Чистая прибыль за 1 кв. 2021 года составила 4,9 млрд. руб, что уже превышает суммарную прибыль за весь 2020 год. Правда, в прошлом году сильное негативное влияние оказали курсовые разницы по переоценке кредитов и займов. В этом году, если курс доллара сильно не вырастет от текущих, то данный бумажный фактор на прибыль не окажет влияния.
После IPO цена акций компании легла во флэт в диапазоне 89-94 руб. Бизнес мы уже разбирали, сегодня поговорим о перспективах компании и текущей ситуации.
Индустриальные сегменты бизнеса по итогам 1 кв. 2021 года показали рост выручки на 5,8% г/г, сюда входит транспортировка СПГ и обслуживание шельфовых проектов. Благодаря тому, что основная часть контрактов имеют долгосрочный характер, рыночная волатильность не сильно повлияла на это направление. Суммарный объем законтрактованной выручки составляет $24 млрд., на 2021 год законтрактовано более $900 млн.
Конвенциональные сегменты чувствуют себя гораздо хуже. Выручка упала на (55,4% г/г) из-за снижения объемов морских перевозок нефти и нефтепродуктов, а как следствие — снижения ставок на танкеры. Низкий спрос на перевозки после пандемии повлиял на снижение заказов новых танкеров со стороны транспортных компаний. Таким образом, списания старых судов продолжается, а новые суда не строятся, это может вызвать их дефицит в ближайшей перспективе по мере восстановления нефтяной индустрии. Данный фактор может привести к росту фрахтовых ставок в ближайший год-два.