Рубль завис на отметке 100 за доллар, и сейчас мы находимся на важной развилке. Объясним, что вообще происходит на валютном рынке.
На российском внутреннем рынке сейчас наблюдается дисбаланс. С одной стороны, экспортёры продают выручку вяло: объёмы торгов валютой на бирже минимальны. Это связано с тем, что требования по продаже валютной выручки смягчили. Деньги оседают на зарубежных счетах — их используют на налоги, кредиты и выплаты процентов и лишь при острой необходимости. В итоге предложение валюты падает.
С другой стороны, спрос на валюту растёт. Портфельные инвесторы-нерезиденты массово выводят деньги из российских активов. Параллельно сокращается доля нерезидентов в прямых инвестициях. Это негативно влияет на курс рубля из-за повышенного спроса на валюту.
Параллельно с этим, доллар укрепляется к большинству валют: рынки ждут введение пошлин со стороны США, и доллар на этом фоне может продолжить укрепляться.
В текущей ситуации мы видим два сценария для рубля:
1. Небольшое укрепление к концу года: если внутренняя ситуация со спросом на валюту стабилизируется, то мы можем увидеть укрепление рубля до ~95 за доллар к концу года. Но это укрепление будет кратковременным, если Трамп действительно приступит к введению торговых пошлин, т.к доллар на этом фоне будет оставаться сильным по отношению к другим валютам.
Для разнообразия решили взглянуть на транспортные компании РФ. Мысли по сектору следующие:
▪️ Аэрофлот — однозначный лидер транспортного сектора. За 9 месяцев 2024 года перевозки выросли на 18.7% по сравнению с прошлым годом, что привело к рекордной чистой прибыли. Прогноз аналитиков по прибыли за год — 62 млрд рублей, вдвое выше прошлых оценок. Компания может заплатить дивы с дивдоходностью на уровне 13%. Тем не менее, не забываем о том, что без субсидий со стороны правительства ни о какой рентабельности речи быть не может, поэтому считаем это одним из ключевых рисков.
▪️ Совкомфлот пострадал от американских санкций и падения ставок фрахта. Из-за этого в этом году прибыль будет сильно хуже чем в 2023, но не спешим шортить — пока что Совок может платить как минимум неплохой дивиденд (прогнозная ДД — 12%). Поэтому в целом акции сейчас малоинтересны, но если имеете в портфеле — можно держать и дальше.
▪️ НМТП демонстрирует рост выручки, хотя объемы перевалки остаются на прежнем уровне. Аналитики ожидают увеличение прибыли более чем 35% по итогам года, поэтому на среднесрок может быть интересно, но у нас есть идеи поинтереснее.
Акции $SMLT упали на -7.56% в ходе недавних торгов, и что-то нам подсказывает, что это далеко не предел.
Мы прекрасно помним, как аж с 2021 года из каждого чайника втиралась дичь о том, что Самолёт и связанные с ним сервисы ждёт успешный успех, а акционеры будут в шоколаде. В плюсе если кто-то и оказался, то не инвесторы, а трейдеры, у которых была куча возможности сначала лонговать, а затем и шортить акции Самолета.
Чем дольше мы живем при высоких процентных ставках и без льготной ипотеки, тем очевиднее становится то, на чём основывалось «экономическое чудо» Самолёта — и ни то, ни другое не зависело от Самолета никак, то есть у Самолета не было никакого действительно надёжного конкуретного преимущества. Другой вопрос, какое примущество может вообще быть в таком секторе как недвижимость, кроме льготного финансирования.
Также компанию добил рост затрат — рабочая сила дорожает, материалы тоже. Никаких возможностей влиять на инфляцию у Самолета тоже нет.
В итоге имеем бизнес, который рос за счёт очень агрессивной стратегии («ипотека под 2.99%» и прочие завлекухи) и который терпит крушение в прямом эфире как только экономические обстоятельства поменялись.
long $UAL
long $DAL
long $ALK
Купили три авиакомпании пару дней назад.
Факторы инвестиционной привлекательности:
1. Дефицит самолетов как структурный фактор. Одним из основных факторов, влияющих на рынок, является дефицит самолетов, который оценивается более чем в 30% от необходимых объемов. Производители в лице Boeing и Airbus испытывают сложности с наращиванием производства из-за проблем в цепочках поставок и конфликтов с профсоюзами. Из-за этого авиакомпании не могут быстро увеличить предложение, даже если на рынке появится дополнительный спрос. Такой дефицит способствует поддержанию высоких цен на билеты и ставит компании, у которых больше самолетов, в более выгодное положение.
2. Топливные затраты и устойчивость прибыли. Несмотря на то, что аналитики предсказывают рост цен на топливо, котировки авиационного топлива падали ниже $2 за галлон в моменте (сейчас $2.26), что создает уникальную возможность для наращивания прибыли авиакомпаниями. При нормальных условиях авиакомпании увеличили бы количество рейсов, но дефицит самолетов ограничивает их возможности, что создаёт определенную ценовую дисциплину в отрасли. Текущая ситуация выглядит более устойчивой, чем в циклах прошлых лет, когда избыток предложения быстро приводил к снижению прибыльности авиакомпаний.
Пока рынок в очередной раз валится вниз — давайте поговорим о позитивном.
Мы давно и последовательно топим за Сургут, и не можем не упомянуть компанию еще раз в контексте падения цен на нефть.
Цены на нефть рухнули до ~$71, и есть вполне ненулевой шанс что на протяжении всего 2025 года цены на нефть будут болтаться в районе $65-75, если не ниже.
К чему это приведет? К неизбежной девальвации рубля, потому что бюджетные расходы требуют либо более высоких цен на нефть, либо более слабого рубля. Вот тут (https://t.me/investorylife/4379) можно увидеть расчёты на этот год, на следующий картина будет обстоять не менее интересно. В худшем случае мы можем увидеть падение рубля до 110-115 рублей — это вполне укладывается в средний размер девальвационных волн в рубле, которые мы наблюдали ранее.
На этом фоне нас будет ждать ЕЩЕ один сильный год у Сургута, просто за счёт переоценки огромной валютной кубышки.
При этом мы считаем, что ЦБ РФ будет вынужден приступить к снижению ставок уже в начале 2025 года, потому что экономика (особенно гражданские сектора вроде строительства) уже чувствует себя мягко говоря не очень хорошо — и по факту мы стоим на пороге системного кризиса в одной или нескольких отраслях экономики (банки? стройка?).
На прошлой неделе Банк России резко повысил ключевую ставку до 21%, что превысило ожидания большинства аналитиков и участников рынка. Главными причинами стали рост инфляции и инфляционных ожиданий, а также увеличение бюджетных расходов вместе с повышенной индексации тарифов ЖКХ и утильсбора.
Повышение ключевой ставки ведет к росту доходности по депозитам, делая их более привлекательными для населения. Уже в этом году объемы средств россиян на банковских счетах достигли рекордных 50 трлн рублей — это около четверти прогнозируемого ВВП России на 2024 год. На первый взгляд, кажется, что приток сбережений в банки может способствовать стабилизации инфляции.
Промелькнула сегодня новость, что акции ВТБ могут быть частично проданы государством. В списке приватизации банк находится с конца 2023 года, и сейчас обсуждаются два варианта: продажа стратегическому инвестору или размещение на бирже (SPO). Государство планирует сохранить контроль, сократив свою долю с 61.8% до контрольного пакета (50% + 1 акция). Это означает, что на рынке могут появиться до 11.8% акций, что эквивалентно примерно 54 млрд рублей.
Репутация среди ВТБ всем известна — «благонадёжность» по части выплаты дивидендов и развития бизнеса уже давно является отличным материалом для анекдотов. Тем не менее, приватизация ВТБ может стать шансом для оптимизации бизнеса — особенно если в долю зайдёт стратегический инвестор.
Государство уже заявляло, что не планирует терять контроль над такими крупными компаниями, а список приватизируемых активов включает 30 организаций. В этом свете приватизация ВТБ остаётся под вопросом. Даже если решение будет принято, его реализация потребует времени, и быстрой реакции рынка ожидать не стоит.
Акции Whoosh $WUSH ушли ниже цены IPO.
Основная проблема этого бизнеса — рост регулирования, что приводит к замедлению роста операционных показателей (кол-во поездок) и как следствие к сокращению маржинальности.
При этом специфика бизнеса подразумевает постоянное инвестирование в развитие бизнеса: рост парка самокатов и его обновление. Кроме того, компания пытается захватить новые рынки СНГ и Латинской Америки, что тоже стоит денег. Поэтому компания вынуждена оплачивать свои темпы роста новыми займами (за год чистый долг увеличился более чем в 2 раза). Как вы понимаете, сейчас долг дорогой и становится дороже с каждым поднятием ставки. Коэффициент долг/EBITDA уже превысил 1.5х и компания по дивидендной политике заплатила 25% прибыли на дивиденды (вместо 50% как платила раньше).
На публичном размещении компанию продавали как компанию роста, но текущие макрофакторы складываются для компании нелучшим образом, а дальше будет хуже. Зачем нужна такая компания?
Третий квартал для Русагро оказался довольно ровным, давайте взглянем на отдельные производственные сегменты:
Сахар. Продажи сахара наконец-то стабилизировались после провального второго квартала. Тем не менее, средняя цена на сахар снизилась в 3-м квартале. Это может временно повлиять на выручку, но компания компенсирует это восстановлением объемов продаж.
Растениеводство. Тут ситуация оказалась хуже, чем в прошлом году. Урожайность в 2024 году ниже, чем в 2023, что ожидаемо негативно скажется на результатах в МСФО. Полные данные и окончательные выводы можно будет сделать только после завершения 4-го квартала, когда пройдет основной сбор урожая.
Масложировой сегмент. Здесь заметно улучшение. Цены на продукцию выросли, что положительно сказалось на финрезультатах компании. Рост сегмента по факту смог компенсировать слабость растениеводства.
В целом, квартал оказался для Русагро довольно спокойным, с положительной динамикой в ключевых направлениях. Однако весь фокус будут на 4 кв. 2024 г, когда завершится сбор урожая.
Начало сентября ознаменовалось крайне негативными настроениями на рынке нефти. Количество шортов было на максимуме, объем лонгов — наоборот, на минимуме со времен пандемии. Однако разгорающийся конфликт между Израилем и Ираном внес коррективы и теперь Brent снова торгуется выше $75 за баррель. Чего ожидать инвесторам от рынка нефти и какие российские нефтяники выглядят предпочтительнее?
Большую часть 2024 года цены на нефть оставались в оптимальном для большинства участников рынка диапазоне около 80 долларов за баррель.