Блог им. point_31
Уже с первых строк этой статьи у вас может сложиться впечатление, что я предвзят к ведущей авиакомпании России. Все мои статьи последние годы веют скептицизмом и недоверием. К слову, все мои прошлые тезисы могли сэкономить вам средства. Но я скажу так, я максимально объективен, никакого негатива не испытываю к компании и действую строго в рамках моей аналитической работы.
Итак, давайте пробежимся по основным операционным показателям. Пассажиропоток за 9 месяцев вырос на 48% до 34,1 млн человек, в основном за счет внутренних перевозок. Международные добавили всего 5% и это на фоне смягчения ограничений по сравнению с тяжелым периодом локдаунов в 2020 году. Однако если сравнивать с допандемийным периодом, снижение составляет 27%. О восстановлении пассажиропотока говорить еще рано.
Тут нужно заметить, что и в 19 году Аэрофлот не отличался супер рентабельностью, а снижение перевозок оказывает разрушительный эффект на бизнес. Только операционные расходы компании равны всей выручке. Последняя правда выросла за период на 54,7% до 362,2 млрд рублей. А вот финансовые расходы, в виде процентов по кредитам, остались практически на прошлогоднем уровне на 30 млрд рублей.
Все это привело к тому, что убыток за отчетный период сократился, но все еще остается на 16,1 млрд рублей. Добавляет позитива улучшение динамики в 4 квартале. За 11 месяцев все авиакомпании России перевезли 102,7 млн пассажиров, что на 60% выше прошлогодних значений. Это позволит еще немного сократить убыток по итогам всего года. Убыток в 2020 году, убыток в 2021-ом. 2022 год не обещает сюрпризов и окончания пандемии. Спросите себя, вы готовы инвестировать в такой бизнес?
Я не буду приводить в пример допэмиссию и размытие капитала. Я лишь хочу сконцентрировать внимание на том, что даже если мы вернемся на уровень 2019 года, это еще не значит, что акции компании нащупали дно и падать дальше не будут. Текущая цена скорее является справедливой для акций, но слишком дорогой для покупки в инвестиционный портфель. Коррекция от текущих значений на 15-20% пожалуй станет неплохим дисконтом для инвесторов, не более.
Еще больше полезной аналитики в моем Telegram-канале.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Ну а чтобы вам было не так грустно читать эти строки приведу один слайд из презентации для инвесторов самой компании:
Чистый убыток за 6 лет - 88,3 млрд рублей
Такими темпами Аэрофлот сможет отдать долги: «примерно никогда»
Только если нефть станет стоит 10 долларов за бочку, тогда может дела и наладятся.
Не стал бы брать аэрофлот даже по 10 рублей за акцию.
Означает что за 6 лет долг вырос.
Проценты за прошлые 6 лет платятся, но это не отменяет будущие платежи.
EBITDA — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации. Википедия
показатель Аэрофлота Долг/EBITDA — 7,56 НЕ ПОКАЗЫВАЕТ НИЧЕГО.
Просто ничего.
Как это при ставке цб 8.5% не считать проценты?
Вся техника в лизинге.
И налоги, кто позволит забыть про налоги?
20% выручки это НДС. просто взять и забыть что 20% надо отдать?
Речь у комментатора про долг, соответственно нужно анализировать и рассматривать соответствующие финансовые показатели.
Убыток за 6 лет может много чего означать, не всегда причина в возросшем долге.
Пока EBITDA положительная будут исправно платить старый и брать новый долг.
Для акционера важен показатель прибыль/убыток (тут я не спорю). Для стейкхолдеров (кредиторы, поставщики) важен показатель EBITDA или EBIT, кто что применяет, т.к. они не претендуют на участие в итоговом распределении прибыли.
Долг/EBITDA — это основа финансовых ковенант, так что я бы не писал, что он ничего не показывает. Это один из немногих показателей, которые анализируют банки и лизинговые компании при выдаче новых кредитов, кредитный линий, лизинга. Он индивидуален для каждого кредитора.
По вашей логике про показатели от прибыли/убытка также можно сказать — не показывают ничего.
А кто проценты не считает?
У Аэрофлота весь лизинг учитывается как финансовый. Если вы PL смотрите, то он через амортизацию списывается (и тут опять польза от анализа EBITDA). Если хотите проанализировать только платежи по лизингу, то смотрите CF.
НДС тут причем? Это косвенный налог, в бюджет перечисляется сальдо между полученным и уплаченным НДС и они его исправно платят (смотрите CF). В PLе НДС нет от слова совсем, там все суммы без учета налога, единственное что может проходить, это НДС не принимаемый к вычету, он списывается через прочие расходы, но там как правило незначительные суммы в отчетных периодах, если только нет существенной продажи ОС числящихся на балансе.
И вообще все что касается налогов — это налоговый учет, база по нему считается отдельно от бух. учета, там много нюансов и в этом плане мимо государства лишнего не пронесут.
«У Аэрофлота весь лизинг учитывается как финансовый. Если вы PL смотрите, то он через амортизацию списывается (и тут опять польза от анализа EBITDA). Если хотите проанализировать только платежи по лизингу, то смотрите CF.»
Смотрите
1)Самолет в лизинге — вместо его покупки идет лизинговые платежи.
1.1) В EBITDA их нет, НО покупка фактически на срок использования самолета разбросана
2) Если Самолет куплен то он в EBITA есть как затрата.
На выходе лизинг делает EBITDA не ценным.
ОС — а самолет это ОС получается по разному учитывается в EBITDA.
Потому что в финансовом плане должно быть без разницы.
Лизинг или покупка на срок службы.
НДС тоже получается платится а в EBITDA его нет.
Был 18% стал 20% а EBITDA не заметила этого факта.
Если вы акции покупаете то для вас компания с ОС на балансе.
ЛУЧШЕ чем компания с ОС в лизинге.
А EBITDA покажет что в лизинге лучше чем на балансе — это бред.
ОС = самолетный парк.
Аэрофлот будет убыточным до конца пандемии.
Его уже размыли акции в разы, и еще размоют.
Да как компания государство ее оставит и поможет.
Но акционеров размоет нещадно в процессе в 0.
>На выходе лизинг делает EBITDA не ценным.
ОС — а самолет это ОС получается по разному учитывается в EBITDA
Для EBITDA разницы нет куплен ОС за свои деньги или в лизинг здесь вы правы (сейчас все идет за счет амортизации). Однако EBITDA позволяет оценить долговую нагрузку, в отличие от показатели Прибыли/Убытка, который вообще никакую оценку для долга не несет, потому-что этот показатель уже с учетом начисленной амортизации и выплаченных процентов.
>Потому что в финансовом плане должно быть без разницы.
Лизинг или покупка на срок службы.
Для PL разницы нет. Однако для денежных потоков (CF) разница в принципах покупки ОС существенна. Приобретение ОС за собственные средства это всегда существенный отток денег в моменте, которые еще нужно изыскать, саккумулировать, причем все это не в ущерб операционной деятельности. Основной принцип, на котором основаны финансы — деньги сейчас стоят дороже, чем деньги в будущем. Лизинг позволяет решить эту проблему сгладив оттоки из компании во времени, но естественно за определенную плату в виде процента.
>НДС тоже получается платится а в EBITDA его нет.
Проблема в НДС лишь в ежеквартальных платежах (платится сальдо полученное — уплаченное). А так его рост ощутил только конечный потребитель — физ.лицо, т.к. к вычету он ничего не может предъявить и оплачивает полную конечную стоимость продукции.
>Если вы акции покупаете то для вас компания с ОС на балансе.
ЛУЧШЕ чем компания с ОС в лизинге.
С точки зрения управленческих решений, если денежные потоки компании позволяют приобрести ОС в лизинг, то для акционера должно быть все равно, при прочих равных. Требуемая доходность заемного капитала всегда ниже, чем собственного. Акционер так же не будет рад, если вместо выплат дивидендов или выкупа акций, компания будет постоянно приобретать дорогостоящее ОС за его счет.
>Аэрофлот будет убыточным до конца пандемии.
Здесь полностью согласен.
Модель бизнеса так сложилась, благодаря дешевому фондированию и постоянной госпомощи