Блог им. VladimirKiselev

Почему Яндекс так дорого стоит?

«Один вопрос мне не дает покоя. А стоит ли платить за Яндекс 46 прибылей 2023 года, когда Alphabet, Facebook и Amazon стоят в два раза дешевле?»
Почему Яндекс так дорого стоит?

Таким вопросом я задавался на прошлой неделе после просмотра таблицы от Ренессанс Капитал. Давайте попробуем ответить на него, оценив бизнес Yandex по частям.

1) Реклама в поисковике. Это самый надежный и стабильный источник дохода для компании. В этом году он принесет ₽150 млрд выручки и около ₽70 млрд EBITDA.

Выручка сегмента в рублевом выражении в ближайшие 3 года будет расти на 16% в год. Я закладываю среднегодовое снижение курса рубля относительно доллара на ≈6% (на основе паритета Фишера). Таким образом, ожидаемый темп роста выручки в $ составляет 10% в год.

Компании с таким темпом роста и эффективностью в мире оцениваются приблизительно в 20 EBITDA. Поисковой бизнес Яндекса можно оценить в: ₽70 млрд EBITDA x 20=₽1400 млрд ≈$19 млрд.

2) Такси. Сегмент включает сервисы онлайн-заказа такси, доставки продуктов из магазинов и и ресторанов Яндекс.Еда, каршеринг Яндекс.Драйв. В 2021 году они в сумме заработают ₽125 млрд выручки при EBITDA в ₽10 млрд. В ближайшие 3 года долларовая выручка сегмента будет расти темпом в 25-30%.

Компании с такими темпами роста сейчас оцениваются в 35 EBITDA. Сегмент может быть оценен: ₽10 млрд EBITDA x 35=₽350 млрд или ≈$5 млрд.

Оценку можно назвать консервативной. В этом году Яндекс начал выкупать доли в фудтех-сервисах и такси у Uber при совокупной оценке в $7,5 млрд. Ранее у американской компании было 36,9% в Яндекс.Такси и примерно столько же в остальных сервисах.

3) Яндекс.Маркет. Яндекс начал активно развивать собственный интернет-магазин. В 2021 году при выручке ₽41 млрд, он даст огромный убыток в ₽27 млрд. Из-за больших инвестиций и высокой конкуренции в секторе проект еще много лет останется неприбыльным.

Как верно заметил Александр, автор блога Финансовая независимость, в комментариях к предыдущему посту, именно развитие своей торговой платформы виновато в «порче» консолидированных результатов и в высоких мультипликаторах Яндекса.

Сколько может стоить Маркет? Ожидается что выручка от к 2023 году почти утроится и составит почти ₽120 млрд. Диапазон оценок таких растущих, но низкомаржинальных бизнесов может очень сильно отличаться. Нижняя граница оценки составляет приблизительно около 2х выручек 2023 года. Оценка: ₽120 млрд выручки x 2=₽240 млрд ≈$3 млрд.

4) Прочие ставки. Включают доходы от Кинопоиска, облака, и прочих сервисов. В 2021 году они дадут ₽20 млрд выручки и ₽8 млрд убытка. Ожидается, что выручка к 2023 году удвоится до ₽40 млрд. Оценим сегмент также консервативно в 2 выручки 2023 года: 40 млрд x 2=₽80 млрд, ≈$1 млрд.
Почему Яндекс так дорого стоит?
При таком консервативном подходе получаем оценку Яндекса:

▫️$19 млрд за поисковик
▫️$5 млрд за такси и доставку еды
▫️$3 млрд за маркетплейс
▫️$1 млрд за прочие проекты

В сумме это ≈$28 млрд. Сейчас капитализация Яндекса составляет $28,6 млрд. Приблизительную оценку проводил вслепую, то есть, не глядя на текущую капитализацию, и не стараясь как-то притянуть или занизить итоговый результат.

Яндекс выглядит дороже Amazon, Facebook и Google из-за больших инвестиций в низкорентабельные, но быстрорастущие направления. Если бы компания перестала бы вкладывать в них и оставила только прибыльные проекты (такси и рекламу в поисковике), то P/E 2023 года был бы в умеренном диапазоне 15-20x.

Компания рискует, вкладывая миллиарды долларов в новые и сложные проекты, в расчете, что они окупятся и выйдут в прибыль через много лет. Будут ли эти инвестиции удачными никто не знает.

Тем не менее, если к Яндексу применить оценку по мультипликаторам на уровне аналогичных мировых компаний, то выяснится, что бизнес стоит ни дорого, ни дешево. Яндекс стоит столько, сколько и должен стоить. Акция проходит в портфель по активной стратегии РФ.

Письмо инвесторам от Bastion в Telegram, во Вконтакте

★1
12 комментариев
Лично я решил продать Яндекс. Брал по 2200 сдал по 5800. Нет желания владеть такой дорогой компанией. Хотя помнится на прошлой конференции смартлаба кто то говорил что это одна из компаний которая может вырасти в 10 раз за 10 лет…
avatar
Только совершенно очевидно, что у Яндекса потенциал роста прибыли много выше, чем у Google, Amazon или FB. Эти компании и так огромны, кратный ап прибыли там не прослеживается. А у Яндекса на горизонте 10 лет вполне, тот же банковский бизнес еще могут запустить.
avatar
Владимир, на основании чего вы делаете заключение о кратном росте Яндекса? В отличии от американских гигантов, которые действуют на глобальном рынке Яндекс ограничен РФ, рынок маленький и сильно конкурентный. У Яндекса нет монополии даже в поиске так как есть гугл. Потом как быть со страновым риском, который дисконтирует стоимость рос. Компаний?
avatar
Петр, 
1. Немного уточню. Я ничего не говорил о кратном росте Яндекса, я говорю о кратном росте прибыли. Это разные вещи.
2. Американские гиганты берут от глобального рынка все. В чем еще может быть ап прибыли? Они и так заняли все. Может я просто не в теме, Гелий-3 на Луне добывать будут или как — не знаю.
3. А яндекс еще имеет ниши роста, тот же банковский бизнес, а за банковским тянется страховой. Сервисы логистики недомонетизированы. 

avatar
Владимир, вы считаете, что Яндекс способен получить существенную долю банковского рынка за чей счет? Или возможно есть незанятые ниши, какие? Видится что конкуренция достаточно острая, с тем же сбером или тиньковым, потребует значительных инвестиций, которые не обязательно окупятся. Преимущество американских компаний в том что они монополисты в своих нишах Яндекс нет. Я бы поставил скорее на сбер, что он под себя подомнет сервисы доставки и такси просто в силу того что у него больше денег. Плюс страновые риски не играют на стороне яндекса
avatar
Петр, существенную долю на банковском рынке лет 10 минимум надо получать:) 
Но бизнес растет на ожиданиях инвесторов, что там реально будет — хз.

Лично я не готов держать яндекс в портфеле сейчас. Я предпочитаю бизнес с более очевидной монетизацией для инвестора.
avatar
Яндекс-наше всё.Как газпром.Даже Дуров понял, что лучше прогнуться под гос-во и поиметь статус государственного месенджера, чем топить за Навального, которого свои же и слили.  
avatar
Бендекс назначили любимой женой в эрефии. Все плюшки теперь в один карман. А что вы хотели от прикладной экономики по приказу?
avatar
Михаил, вы никогда не задавались мыслью:

Почему есть мировой гугл, амазон, фб, тесла из США, но нет аналога из Европы, Японии, Канады?

Как так выходит? В США все умные, а во всем остальном развитом мире одни дегенераты? Или может быть секрет в чем-то другом, например, гос протекции?:)
avatar
Владимир, никто не мешает протекционировать Европе своих программеров. В США, да переезжают туда все умные, практически все. Они научились аккумулировать лучшие умы со всего мира, выхлоп виден. 
avatar
Михаил, в теории никто не мешает. На практике этого не происходит. Почему? Они идиоты? Не думаю... 
Предполагаю, что есть скрытые механизмы устранения глобальной конкуренции в ключевых вопросах. Китай с таким положением вещей не согласен, вот его и пытаются кусать, Россия с этим не согласна тоже… Это только мое предположение.
avatar
Владимир, про это есть неплохое интервью с Юрием Мильнером. Национальный интернет по типу российского и китайского не мог возникнуть без неких предпосылок таких как язык и некая удача входа на пустой рынок. Посмотрим на образование яндекса. Мировые позиции гугла не так сильны. Еще вход на территорию иного языка и т д. Все это создало барьер и дало время для созревания национальной компании. В китае тоже самое. И смотрим на европу. Язык в основной своей массе английский. И понятное дело что гугл просто смел своих конкурентов за счет инноваций и одного языка. При прочих равных гугл был более технологичным чем его аналоги в европе. И по нарастающей, больше людей-больше доход от рекламы-больше инноваций и т д. А зайти на рынок россии было весьма затратно для гугла тех лет. На данный момент гугл в поиске уже не так хорош, как яндекс. Всё таки распыление на огромное количество проектов дает свой негативный результат. Просто посмотрим на факты. Когда яндекс заходил в турцию, гугл сразу повысил приоритет турции в своих планах чтобы удержать долю рынка. Если бы они не чувствовали конкуренции то такого бы не происходило.

теги блога Vladimir Kiselev

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн