Блог им. point_31

​​Яндекс - одной кубышки мало

На рыке России не так много представителей IT компаний. Да и мейнстрим сейчас сместил вектор в сторону ВИЭ и энергетиков. С Mail мы уже разобрались в отдельной статье. А сегодня я хочу посмотреть на результаты Яндекса. Что-то мне подсказывает, что эти две компании похожи больше, чем кажется на первый взгляд.

В целом, Яндекс не просто IT -компания. Ее сервисы интегрированы в нашу жизнь и мы сталкиваемся с продукцией компании ежедневно (ну почти). По традиции, начнем с обзора основных сегментов бизнеса по отдельности.

Реклама
Ключевую роль в росте этого сегмента играет низкая база прошлого пандемийного года. Выручка выросла на 38% до 75,6 млрд рублей за полугодие. Но вот если сравнить второй квартал с тем же 2019 годом, всего на 14%. Как и прежде, реклама — самый большое и самый стабильный сегмент бизнеса, делающий Яндекс IT компанией.

Такси
А этот сегмент «привозит» Яндекс в потребительский сектор. Но тем лучше, выручка за полугодие выросла на 76% до 42,2 млрд рублей и уже вплотную подбирается к рекламе. Помогает Яндекс.Еда, значительно добавившая в выручке. Эффективность все еще страдает. Убыток Фудтеха продолжает расти, за полугодие до 5 ярдов по EBITDA.

Яндекс.Маркет
Полная консолидация Маркета позволяет эффективнее использовать ресурс и наращивать выручку. За отчетный период выручка от продажи товаров составила 24,3 млрд рублей, против 4-х годом ранее. Напомню, что Яндекс.Лавка включена в этот сегмент и тоже прибавляет в выручке. Товарооборот всего сегмента растет, как растет и убыток, EBITDA — минус 16 млрд рублей.

Другие сегменты
Дальше, тезисно. Выручка Медиасервисов удвоилась до 7,6 млрд рублей, EBITDA минус 3 млрд. Радует сервис объявлений, который выполз из убытка и нарастил выручку на 59%. Прочие бизнес-юниты, представленные образовательными сервисами, Дзеном и облаком, продолжает расти. Выручка +155%, EBITDA, ожидаемо отрицательная.

Итак, выручка компании растет двузначными, а местами и трехзначными темпами. Рентабельность многих сегментов под вопросом. Стабильными остаются лишь Реклама и Такси. EBITDA остальных отрицательная. Это характерно для многих зарубежных, высокотехнологичных аналогов.
​​Яндекс - одной кубышки мало

Перед началом дальнейшего изучения яндекса и полугодовых результатов, я бы хотел указать текущие мультипликаторы стоимости. P/E — 153, P/B — 5,9 EV/EBITDA adj — 116. Не сравнивая с зарубежными аналогами понятно, что это много. Очень много для  компании, работающей и в IT, и в реальном секторе экономики.

Но рост мультипликаторов в первую очередь вызван слабой динамикой прибыли, а точнее убытком полученным компанией за первое полугодие 2021 года. Чистый убыток составил 7,9 млрд рублей, против прибыли годом ранее. Вы скажете, «какой убыток, у них там прибыль была?», но я вас попрошу смотреть не только на заявления блогеров, но и на официальную отчетность GAAP. До скорректированных показателей еще дойдем.

Итак, себестоимость продаж и операционные расходы увеличилась год к году в два раза до 75,8 и 50,6 млрд рублей соответственно. Причем львиную долю этих статей занимает финансовая переоценка стоимости опциона для сотрудников. Так называемые stock-based compensation expense. Конечно это «non-cash charge» — всего лишь переоценки, но все равно не приятно.
​​Яндекс - одной кубышки мало

Благодаря этим самым переоценкам прибыль компании улетела на отрицательную территорию. Если взять скорректированные показатели, то чистая прибыль уменьшилась всего на 43% и составила 4 млрд рублей. «Всего» конечно звучит крипово, но текущие реалии таковы. Одной кубышки мало, нужно еще и поднимать эффективность бизнес сегментов.
​​Яндекс - одной кубышки мало
Но это наверное уходит на второй план, когда видишь, как быстро развивается компания. Экосистеме Яндекса  по праву принадлежит пальма первенства среди российских компаний. Только вот для поддержания этого звания нужно конкурировать с более мелкими игроками на рынке, снижая стоимость оказываемых услуг и товаров, а также вкладывать в развитие большие средства. 

Инвесторы Яндекса живут ожиданиями увеличения рентабельности, и как следствие прибыли. Думаю для тех, чья стратегии заключаются в покупке перспективных компаний роста, Яндекс подходящая кандидатура. Но с текущих уровней, увольте. Явно попахивает разгоном котировок.

*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

Более подробные разборы компаний в моем блоге в Telegram. 30 тысяч подписчиков уже оценили.

3 комментария
Специфика ИТ-компаний в том, что у них разработки (по сути, капексы) списываются из прибыли сразу, и это смазывает финансовый результат. 
avatar
Вкладывайте в наш IT!
 


avatar
Astrolog, а я и не против, почитайте для чего и зачем его делают.
avatar

теги блога Владимир Литвинов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн