Блог им. InvestHero
Палладий с начала года каждый месяц обновляет свои локальные максимумы. Никель также находится вблизи локального хая. Связано это в первую очередь с восстановлением мировых экономик после коронавируса и активными стимулами со стороны государств, а также с инвестициями в зеленую инфраструктуру и спросом на металлы со стороны электрокаров. Однако мы ожидаем, что после ухода краткосрочных факторов поддержки цены на никель и палладий окажутся под давлением.
В этой статье расскажем:
В марте цена на никель заметно снизилась по сравнению с началом года после объявления Tsingshan, крупнейшего в мире производителя никеля, о том, что он переоборудует часть своего NPI (никельсодержащий чугун) в никелевый штейн для производства сульфата никеля аккумуляторного качества для электромобилей. Также давление на цену оказала нехватка полупроводников, что, в свою очередь, снизило производство автомобилей и электрокаров, в которых используется никель.
Текущие цены на никель снова находятся на уровне начала 2021 года ~ 18 000 $/т. Поддержку ценам оказал дефицит производства на Филиппинах, вызванный тайфуном Bising, который препятствовал экспорту руды для производства никелевого чугуна (NPI) в Китай — основному потребителю никеля.
Основной спрос на никель (65-70%) формируется производителями нержавеющей стали. При этом основная доля спроса никеля приходится на Китай (~49% или 1 170 тыс. тонн). Основной спрос со стороны нержавеющей стали приходится на продукты из металла (38%), машиностроение (29%) и стройку (12%). По мнению аналитиков, рост этих отраслей составит ~5–6% в 2021 году, что соответствует росту спроса на никель. Мы не ожидаем резкого роста спроса на никель и считаем, что предложение сможет удовлетворить такой спрос.
По оценкам Норникеля, спрос на никель в 2020 году составил 2 420 тыс. тонн, а предложение — 2 530 тыс. тонн, что образовало профицит в размере 110 тыс. тонн. Норникель ожидает роста спроса на никель в 2021 году до 2 570 тыс. тонн (+6% г/г.), а предложения — до 2 640 тыс. тонн (+4% г/г.), что снизит профицит до 75 тыс. тонн. Таким образом, снижение спроса или повышение предложения будет сильнее давить на цену никеля, так как рынок никеля находится в профиците.
Тайфун, бушующий на Филиппинах, закончился в конце апреля. Тем не менее, цена на никель продолжила рост в начале мая, так как потребуется время, чтобы полностью возобновить экспорт филиппинской руды в Китай.
Мы ожидаем, что с полным восстановлением поставок руды в Китай цены на никель в ближайшие месяцы могут скорректироваться. Помимо этого, цена может оказаться под давлением из-за продолжающегося дефицита полупроводников в мире. Аналитики считают, что автопроизводители пополнят дефицит полупроводников в конце этого года или в начале в следующего, так как рост мощностей на полупроводники займет время.
Палладий растет 3-й месяц подряд из-за низких процентных ставок и ускорения глобального роста. Такой рост в большей мере был вызван выбытием объемов (~380 тыс. унций палладия, около 3–4% мирового предложения) на затопленных рудниках Норникеля.
Основной спрос на палладий (~80%) формирует автомобильная промышленность, остальную часть спроса занимают стоматология, электроника и ювелирное производство. Ожидается, что спрос на автомобили в 2021 году превысит спрос 2019 года. Однако существует вероятность того, что автомобильный спрос приблизится к уровню 2019 года, но не сможет его превысить из-за нехватки полупроводников для машин.
Мы ожидаем, что промышленный спрос будет незначительно выше в 2021 году, чем в 2020. Ожидается, что спрос на стоматологию вырастет из-за процедур, отложенных из-за пандемии. Спрос со стороны нефтяной промышленности немного увеличится, тогда как потребности в химической и электротехнической отраслях, вероятно, будут ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основными производителями палладия являются Россия (43,4%) и Южная Африка (33,4%), а остальную часть занимают США (6,7%), Канада (9,5%) и другие страны (7,0%).
Аналитики прогнозируют, что поставки палладия вырастут примерно на 20% до ~252 млн тонн. Основной рост предложения произойдет на фоне открытия шахт в Южной Африке, так как во времена COVID-19 правительство временно закрыло много шахт по добыче палладия. Также восстановлению поставок в Южной Африке будет способствовать переработка некоторых запасов Anglo American Platinum. Российские и Американские поставки незначительно вырастут.
По оценкам Норникеля, дефицит металла в 2021 г. составит 400 тыс. унций, а по оценкам Британского банка Standard Chartered — 1 млн унций. При этом рынок находится в дефиците уже 9 лет подряд.
Мы ожидаем, что цены на палладий будут под давлением из-за выхода Норильского рудника «Октябрьский» на свои плановые объемы добычи. Также 1 июня планируется начать постепенное возобновление добычи руды на руднике «Таймырский».
Более того, Ford, General Motors, Volkswagen и другие крупные автопроизводители сокращают производства автомобилей из-за проблем с нехваткой чипов. Это также может вызвать сильное давление на цену палладия в ближайшем будущем, так как основной потребитель этого металла — катализаторы в автомобилях.
Компания, которая добывает и продает никель и палладий — ГМК Норникель. Доля выручки палладия — 39%, меди — 23%, а никеля — 22%.
Мы не считаем Норникель интересной инвестицией на горизонте года. Мы ждем давления на цены на палладий и никель. Кроме того, компания перестает быть дивидендной фишкой, так как вступает в инвестиционную фазу. Было предложено изменить дивполитику: платить дивиденды не из EBITDA (показатель, который не учитывает капзатраты), а из FCF. Таким образом, объем див. выплат снизится.
Мы считаем, что сейчас та точка, когда имеет смысл частично или полностью фиксировать прибыль в акциях компании и перекладываться в более перспективные идеи.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Марком Пальшиным
В то же время не совсем понятно, почему не принимается во внимание динамика цен на медь и платину?
Никель, медь хайп на электромобилях.
Палладий рост потребления на ужесточении экологии.
А где суперцикл сырья от Голдман Сакса?
На 3-5 лет это одна из немногих акций РФР с понятным апсайдом.