О конкуренции на рынке
Почти во всех экономических теориях, есть если не ошибка, то некоторое искажение в понимании природы конкуренции.
Конкуренты рассматриваются как «враги», которые пытаются оттяпать друг у друга кусок платежеспособного спроса. Однако это неудовлетворительная модель.
Представим себе, что на рынке имеется платежеспособный спрос на товар Т, в размере 1000уе. Пусть конкурирующие компании будут демпинговать на этом рынке. Тогда они получат в итоге, суммарно, скажем 800уе. Куда денутся остальные 200уе? они уйдут в другие ниши. В итоге, обе компании недополучат прибыль.
Из этого следует, что «конкурирующие» игроки являются одновременно и конкурентами, и партнерами. Они враждуют между собой за один кусок рынка, но в то же время дружат против других компаний за кусок прибыли. В итоге, мы получаем, по-сути, противоречивую картину: они являются одновременно и врагами и союзниками. Этот последний момент не учитывается, а это сильно меняет картину.
UPD
А кроме того, на эту ситуацию можно посмотреть с еще одной, чисто рыночной стороны. Продавцы состязаются с покупателями за максимально выгодную цену, и в случае, если продавцы враждуют между собой, то покупатели выигрывают.
Короче говоря, если и есть в рыночной экономике конкуренция, то это конкуренция глупости:)
Не вижу противоречий. Во-первых, 1000 это общий объем, он никогда не достанется одному, поэтому для конкретной компании важен не общий объём, а её объём. И он может быть больше в случае с 800, если конечно у компании есть преимущества и она выигрывает у конкурентов.
Ну а по поводу и конкуренты и партнёры — это не новость, это итак известно всем участникам рынка, почему, думаете, существует антимонопольные службы?)))
Не одному, а всей группе. Достанется, если они не будут тупить. Их задача, по большому счету не в конкуренции, а в том, чтобы подстегнуть спрос, и увеличить этот объем
Да, но в науке это как то не отражено особо, односторонний подход. У них монополизм противопоставляется конкуренции, но при этом комплексно, во взаимосвязи это не рассматривается, в таком ключе, что интересы «конкурентов» одновременно и противоположны и параллельны. И более того, дружить капиталистам выгодней, чем враждовать, по совокупности факторов
Нету такой отдельной сущности как «они», она есть как группа объектов, но как группа, обладающая своим «разумом», планированием или чем-то подобным «их» не существует. Рынок действует как совокупность и взаимодействие самостоятельных самодостаточных участников, каждый руководствуется своими интересами, и даже если все будут понимать доп. пользу от объединения усилий (а все никогда не будут понимать), этого вряд ли будет достаточно. Система рассыпается если хотя бы один участник не будет действовать сонаправленно, и в то же время сам подход провоцирует действовать несонаправленно! Как я сказал, конкретной компании гораздо важнее их доля, а не общий объём рынка, поэтому даже если идёт объединение для общего блага и объём рынка растёт, то потенциальный объём одной компании, которая плюнет на всё, снизит цены и за счёт того, что они одни такие красавчики пошли против всех, урвёт тем самым гораздо больший кусок. Т.е. в самой идее заложен такой механизм.
«Не тупить» это в ряде случаев будет нарушать анти-монопольное законодательство. А так, компании объединяются для определенных инициатив, проектов для целей, подобных тем, которые вы описали.
По поводу науки и как в ней освещено — не буду обсуждать, диссертаций не писали что называется)).
все сводится к тому, что если участники не понимают своей выгоды от сотрудничества, они будут враждовать, да, я сказал о «конкуренции глупости»
Представьте себе, что профессиональная группа, например, строители, объединились в сообщество, и установили график работы. Они работают теперь по очереди, в 2 раза меньше, а получают также, потому что они сократили объем предложения своих услуг, и цены на эти услуги на рынке труда подскочили.
Разъединение пролетариата путем, в том числе, и зомбирования «конкуренцией» — один из основных инструментов капиталистов по выжиманию из них соков.
Этот принцип известен давно: разделяй и властвуй
Во-вторых, сама по себе антимонопольная политика попахивает шизофренией, потому что с таким же успехом можно было предъявлять претензии крупным компаниям что они слишком крупные, и заставлять их дробиться, с тем, чтобы эти куски конкурировали между собой. Это все создает лишь видимость
sortarray sortarray, По поводу модели — ок, мне именно это моделировать и анализировать не так интересно, эту ветвь оставлю).
По поводу регулирования, не понимаю, чем вам так не нравится гос. регулирование), в частности такое. Не знаю, насколько вы знакомы с эк. теорией, судя по фразе «Почти во всех экономических теориях», видимо, знакомы. Тогда не понятно, почему вы так сопротивляетесь гос. регулированию), гос. регулирование — плохо, чистый рынок — тоже плохо, смешанный вариант — хорошо. Не было бы инструментов для борьбы с ценовыми сговорами и инструментов контроля монополий — ну получили существенное снижение дохода населения в реальном выражении и жирующие компании. Если вы компания — вы в выигрыше, если не компания, соответственно — нет.