Блог им. Sid_the_sloth
Я уже 7 лет активно инвестирую в долговой рынок РФ (и не только — рассказывал, как я погорел на египетских облигациях), и постоянно слежу за новинками, достойными внимания. Ранее делал обзоры на новые выпуски ИЭК, Самолет, Система, Патриот, Полипласт, Агроэко, Миррико, Атомэнергопром, Металлоинвест, Башкирия, РУСАЛ, НоваБев, Норникель, Кокс, ГТЛК.
Чтобы не пропустить другие обзоры, подписывайтесь на фирменный телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
⛽А теперь — поехали смотреть на новый выпуск ЕвроТранса!

⚡ЕвроТранс управляет сетью из 57 АЗК и 45 электрозаправок под брендом «Трасса» в Москве и Московской области, собственной нефтебазой, парком из более чем 80 бензовозов, а также собственным автотехцентром.
Кроме того, ЕвроТранс владеет заводом по производству стеклоомывающей жидкости и предоставляет услуги по проектированию и строительству АЗС. Компания включена в перечень системообразующих организаций экономики РФ.
🚀В ноябре 2023 ЕвроТранс провел IPO на МосБирже под тикером EUTR и привлек 13,5 млрд ₽.
⭐Кредитный рейтинг: A- «стабильный» от АКРА (сентябрь 2025) и Эксперт РА (июль 2025).
💼В обращении 10 выпусков биржевых облигаций плюс ещё «народные» облигации на Финуслугах и выпуски ЦФА, весь этот винегрет общим объемом около 32 млрд ₽. Почти на все предыдущие выпуски я делал подробные разборы перед размещением.

Смотрим свежую отчетность по МСФО за 6 мес. 2025. Как обычно, я походу едва ли не единственный из обзорщиков, кто реально лезет в отчет и анализирует цифры самостоятельно, а не просто копипастит их из СМИ, ответов ИИ или из постов Сида😉:
✅Выручка за 1П2025: 107 млрд ₽ (+30% г/г). Себестоимость росла теми же темпами и достигла 96,5 млрд ₽ (+28% г/г). За весь прошлый год Евротранс заработал 186 млрд ₽ выручки (+47% г/г).
✅EBITDA: 10,6 млрд ₽ (+49% г/г). Нефтетрейдинг принёс 8,24 млрд ₽, а заправочный сегмент — остальные 2,38 млрд ₽.По итогам 2024 г. EBITDA составляла 16,9 млрд ₽ (+38% на фоне 2023).
✅Чистая прибыль: 3,23 млрд ₽ (+45% г/г). Но при этом сильно выросли кап. затраты, которые достигли 8,36 млрд ₽ (+55% г/г). За весь 2024 г. прибыль составила 5,5 млрд ₽ (+7% г/г).
💰Собств. капитал: 33,7 млрд ₽ (+3,3% за полгода). Активы подросли на 14% до 119 млрд ₽. На счетах 222 млн ₽ кэша (в конце 2024 было 181 млн).
🔺Кредиты и займы: 36,8 млрд ₽ (+21% за год). Чистый фин. долг на 30.06.2025 составляет 36,6 млрд ₽. Долговая нагрузка по показателю Чистый долг / EBITDA LTM (без учета аренды) улучшилась с 2,7х до 1,8х благодаря росту EBITDA.
⛽В 2024 г. ЕвроТранс запустил в работу 2 новые АЗС, еще 4 станции сейчас строятся, 45 комплексов оснащены быстрой электрозарядной инфраструктурой.

● Название: ЕвроТранс-001Р-08
● Номинал: 1000 ₽
● Объем: 4,5 млрд ₽
● Купон: 21% —> 15%
● Погашение: через 5 лет
● Выплаты: 12 раз в год
● Оферта: нет
● Рейтинг: A- от АКРА и ЭкспертРА
● Только для квалов: нет
❗ Амортизация: по 20% от номинала в даты выплат 24, 36, 48 купонов.
📉Купоны лесенкой:
1-24 купон — 21%;
25-36 купон — 19%;
37-48 купон — 17%;
49-60 купон — 15%.
👉Организаторы: Альфа-Банк, ВТБ Капитал Трейдинг, Газпромбанк, Совкомбанк, ИФК Солид.
⏳Сбор заявок — 30 сентября, размещение — 3 октября 2025.

⛽Итак, ЕвроТранс размещает фикс на 5 лет объемом 4,5 млрд ₽ с ежемесячными купонами снижающейся «лесенкой», без оферты и с амортизацией крупными мазками.
✅Довольно известный эмитент. Компания торгуется на Мосбирже, имеет неплохой кредитный рейтинг A-.
✅Операционные показатели растут. Выручка, EBITDA и собственный капитал показывают уверенный рост в последние годы. Однако в Сети гуляют аргументированные предположения, что этот рост — «дутый».
👉Хороший ориентир доходности. Но только для первого купона. Дальше купон пойдет вниз вплоть до 15%, даже если ключевая ставка будет 45%.

⛔Рискованная бизнес-модель. Почти 90% выручки — это не АЗС, а оптовые продажи ГСМ и сопутствующих товаров. Сейчас пошла волна банкротств нефтетрейдеров (Нафтатранс, Магнум Ойл), и оценивать риски ЕвроТранса нужно именно как нефтетрейдера.
⛔Рост долгов. Хотя отношение ЧД/EBITDA заметно улучшилось, объем долга в деньгах вырос на 21% за год. При этом Евротранс занимает по высоким ставкам везде где только может — на бирже, через ЦФА, через Финуслуги… Из-за большого CAPEX у компании снова глубоко отрицательный свободный денежный поток.
⛔Ещё до кучи. На трех крупнейших контрагентов Евротранса приходится более 50% в выручке оптовых продаж. Также у ФНС есть претензии к «дочкам» ЕвроТранса — задолженности и приостановки на счетах.
💼Вывод: цифры купонов достойные, но всё как-то… мутновато, причём это можно сказать и о бизнесе эмитента, и о параметрах самого выпуска. Из-за концентрации выручки на нескольких крупных заказчиках, есть опасность возникновения кассовых разрывов. Я уже не говорю про дурацкую лесенку из купонов, первый из которых наверняка «унизят».
Фин. расходы выросли на 52% год к году, что отражает высокую долю заемных средств с плавающей ставкой. Если «ключ» не поедет дальше вниз, ситуация может ухудшиться. Подумаю, добавлять ли в портфель, но пока сомневаюсь. Политика «занимаем везде и у всех кто может дать» мне уже давно НЕ нравится.
🎯Другие свежие фиксы: Система 2Р4 (рейтинг АА-, купон 17%), Патриот 1Р2 (BBB, 22%), Миррико 1Р5 (BBB-, 22,5%), Атомэнергопром 1Р8 (ААА, 14,7%), Башкирия 34016 (АА+, 14%), НоваБев 3Р1 (АА, 14,5%), Кокс 1Р6 (А-, 20,5%), ВТБ Лизинг 1Р3 (АА, 15,5%), КАМАЗ П16 (АА-, 14,9%), Балт. лизинг П19 (АА-, 17%).
👉Подписывайтесь на телеграм — там все обзоры, подборки, качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 Самые опасные облигации в 2025. Кто может уйти в дефолт в любой момент?
📍 Подборка ЛУЧШИХ СВЕЖИХ облигаций за сентябрь 2025. Часть 1
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Т-Пульс: sid_the_sloth
Зачем вы им подражаете? в русской культуре этого не было. Как и в кавказской и татарской и остальных… вы же тоже станете old fart-ом.
Со временем…