Акции Яндекса упали на 70% от своих исторических максимумов. Рассмотрим причины, текущее состояние компании и перспективы по акциям на текущий год.
Как себя ведут акции
Акции Яндекса падают с конца прошлого года. В 2022 г. давление сперва оказало падение технологических акций в США, затем, в конце февраля, биржа NASDAQ приостановила торги акциями из-за геополитической ситуации. На российской площадке торги также были остановлены по всей фондовой секции. В марте Московская биржа возобновляет торги, но неопределенность и санкции, введенные против главных лиц компании, продолжали негативно воздействовать на котировки.
Дно было найдено лишь в начале июня — на уровне 1333 руб. Позже компания объявила о выкупе конвертируемых облигаций, и бумаги развернулись в сторону роста. К настоящему времени была выкуплена лишь малая часть просадки с начала года.
Перспективы
В 2021 г. компания заработала 356 млрд руб. 43% от этой суммы приходится на сегмент Поиск и порталы, еще почти 19% — на Такси, по 9% — FoodTech и электронную коммерцию, еще 6% — в сегменте «Другие подразделения и инициативы». Вместе эти направления составляют более 85% всей выручки Яндекса. Именно в них и следует искать новые тенденции и перспективы.
Поиск и порталы
Это основной продукт компании, где доходы в основном связаны с рекламой и частично формируются от подписки Яндекс 360. Яндекс часто мелькает в разных топах по охвату аудитории, посещаемости на разных устройствах и других категориях. Лидирующие позиции в отрасли — позитивно.
В этом пространстве основным конкурентом является Google, особенно с рекламной площадкой YouTube, аналога которого нет у Яндекса. Весной американский гигант объявил о временном прекращении рекламной деятельности, что означает для Яндекса как минимум краткосрочный позитивный эффект.
Однако надо помнить о новых экономических условиях и о потенциальном сокращении рекламного бюджета большинством иностранных компаний. Дополнительное давление — социальные сети: иностранные площадки ушли или были запрещены, а отечественные могут стать привлекательной альтернативой для рекламодателей, к ним относятся VK и Telegram.
Что делать Яндексу? Переориентироваться на внутренних игроков малого и среднего бизнеса. Да и крупные отечественные клиенты, вероятно, полностью от рекламы не откажутся. В отчете за I квартал 2022 г. компания отметила, что партнеры среднего и малого бизнеса внесли ключевой вклад в 25%-ный рост доходов сегмента. Вероятно, во II квартале доходы от рекламы заметно упадут, учитывая ожидающееся сокращение ВВП в стране за тот же период.
В течение года тренд на переориентацию ко внутренним брендам может продолжиться, что частично нивелирует уход иностранцев. Во-первых, с трендом на импортозамещение в России многие компании создают альтернативные продукты, которые надо рекламировать. Во-вторых, спрос на отечественные товары и услуги остался — понадобится реклама, чтобы наращивать долю рынка за счет ушедших компаний.
Конечно, самым оптимистичным сценарием станет постепенный возврат мировых брендов на российский рынок с новыми средствами для рекламы. Но и без них есть вероятность прихода большего количества иностранного бизнеса из дружественных стран — Китай, Индия и другие.
Еда, доставка и такси
Такси, каршеринг и грузовые перевозки — чистая история успеха, доходы от которого растут из года в год стремительными темпами. Уход конкурентов, выход на новые рынки и города поддержат рост сегмента такси. С ростом каршеринга в будущем будет сложнее, так как автопарк в основном состоит из иностранных автомобилей и напичкан электроникой.
Доставка — еще один растущий сегмент бизнеса: здесь работают бренды Яндекс Еда, Лавка и курьерская служба. В будущем к ним присоединится премиальная версия доставки еды, пилотный проект будет запущен до конца лета. Яндекс оценивает рынок доставки из дорогих заведений в Москве и Санкт-Петербурге в 7,5 млрд руб. в год.
В дополнение VK вместе со Сбербанком пытаются продать свой сервис доставки — Delivery Club. Есть мнение, что этот актив передадут Яндексу в обмен на сервис Новости и Дзен, об их продаже VK было объявлено ранее.
Если Яндекс действительно получит Delivery Club, то у него появится больше ценовой власти как на стоимость доставки, так и на партнерский процент от заведений. Это в свою очередь приведет к росту рентабельности и приблизит сегмент к выходу в прибыль.
Электронная коммерция
Сектор занимает четвертую строчку по доле в выручке компании, тренд здесь один — выйти на прибыльность. Это весьма важное направление, которое может продолжить стремительно увеличиваться.
По данным Data Insight, только за I квартал 2022 г. количество заказов на российском рынке e-commerce увеличилось на 93% г/г. Согласно прогнозам, рост рынка в текущем году составит 41%. Этому способствует:
• Переход e-commerce в сферу повседневных покупок. Например, Яндекс и его конкурент Ozon делают доставку продуктов, химии и других бытовых вещей.
• С весны 2020 г. потребительские привычки поменялись, заказывать онлайн стало привычным делом. Судя по росту числа заказов, тренд остается актуальным.
• Лидеры рынка продолжают инвестировать в инфраструктуру доставки.
Дополнительным стимулом для роста онлайн-магазина Яндекса станет применение параллельного импорта. В то время как потребители не смогут найти нужного товара в офлайне, он может появиться в онлайне, что будет стимулировать спрос на маркетплейсы. Вдобавок сокращение посещаемости торговых центров из-за ухода брендов переводит клиентов в онлайн. Новым российским брендам проще работать с маркетплейсом, чем открывать свой сайт или магазин и заниматься логистикой.
Проблемой для всего сегмента может стать логистика, особенно по импорту. Конкретно для Яндекса — высокая конкуренция с лидерами рынка, Ozon и Wildberries. В отдаленной перспективе на рынке может остаться 1–3 лидера. Именно у Яндекса есть возможности быть в их числе, развиваясь самостоятельно или через потенциальное поглощение конкурента.
За и против
Факторы привлекательности акций
• После внушительного падения Яндекса в этом году акции более не выглядят сильно переоценено, судя по мультипликаторам.
• В новых экономических условиях компания предпочла отменить свой прогноз на 2022 г. и свернуть часть инвестиций. Теперь упор сделан на эффективность бизнеса и выход из убыточности. Именно поэтому продается портал Новостей и Дзен. В будущем компания может возобновить публикацию прогнозов.
• Бизнес-сегменты компании выглядят устойчиво даже во время неопределенности. Люди продолжат пользоваться интернетом, совершать покупки онлайн и перемещаться на такси. Связано это с изменением потребительских привычек.
• Бизнес хорошо диверсифицирован, развивается и находится в списке лидеров разных секторов.
Риски
• Возвращение иностранных инвесторов, что потенциально может привести к некоторой волне распродаж.
• Риски со стороны регулирующих органов, например антимонопольные. Листинг за рубежом стал нести дополнительные риски, которые уже проявились. Компания может провести листинг на другой бирже, но это может означать сокращение ликвидности и волатильности.
• Реклама — основной источник доходов. Поведение иностранных компаний не поддается анализу, а потому сложно сказать, когда вернутся важные рекламодатели и сможет ли внутренний рынок значительно нивелировать потери.
В итоге
Яндекс — один из ведущих IT-игроков на российском рынке с широко диверсифицированными направлениями. Это является одним из главных факторов привлекательности компании в будущем, особенно с появлением большей информации о работе в новых условиях.
До конца 2022 г. у акций есть шансы на продолжение восстановления и выход на растущую траекторию. В первую очередь, с технической стороны, нужно закрепиться выше июньского максимума — 1780 руб. Далее откроется дорога к диапазону 1900–2000 руб. и выше. Такой подъем ожидается в среднесрочной перспективе, поэтому имеет смысл входить в позицию на пробой 1740–1800 руб. снизу вверх.
Текущим риском является спуск ниже 1600–1540 руб., что может сигнализировать о сломе восходящего направления. Ориентиры в этом случае упадут к 1400 руб. Однако для такого движения потребуются новые существеннее негативные триггеры. Если снижение и произойдет, то стоит рассмотреть акции к покупке или увеличению позицию, поскольку долгосрочный взгляд на акции умеренно позитивный.