Блог им. VladimirKiselev
О внезапном кризисе в американской банковской системе написали и записали ролики, кажется, уже практические все. Тем не менее, представлю несколько заметок о том, как ситуацию вижу я.
Очень кратко, что случилось с обанкротившимся Silicon Valley Bank? Исторически банк специализировался на кредитовании технологических стартапов. Однако в период экономического бума 2020-2021 годов получил так много депозитов, что не нашел другого решения, кроме как инвестировать избыточный кэш клиентов в долгосрочные ипотечные облигации (на ~$100 млрд из ~$200 млрд активов).
В то время ставки были низкие, поэтому доходность даже 20-30 летних облигаций составляла 1,5% годовых.
Затем для банка сошлись два негативных фактора. 1) Из-за роста ставок до 4-5% облигации упали в стоимости 2) Бум стартапов закончился, приток нового кэша не просто остановился, предприниматели начали выводить деньги из банка.
Чтобы удовлетворить требования клиентов, SVB распродавал облигации с убытком, который съел капитал и, в конечном счете, привел к банкротству.
Начнется ли кризис в США из-за этого? Вслед за Silicon Valley Bank аналогичные проблемы обнаружились и у других региональных банков, работавших преимущественно с предпринимателями.
Если бы не вмешался финансовый регулятор, то заражение недоверием вполне могло бы перекинутся на всю финансовую систему. Потеря сотен миллиардов кэша парализовала бы деятельность множества компаний.
Однако Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC) вполне ожидаемо объявила, что гарантирует выплаты даже по незастрахованным счетам. Поэтому на текущий момент кризис остается локальным.
Однако расслабляться не стоит. Период искусственно заниженных процентных ставок привел к ошибкам в принятии решений большого числа экономических контрагентов.
Финансовые власти США в феврале сообщали, что накопленный убыток банков от падения стоимости облигаций превышает $600 млрд.
Пока банки классифицируют такие вложения как те, что “держатся до погашения”, этот убыток считается бумажным и не ведет к снижению чистой прибыли.
Если клиенты вдруг засомневаются в устойчивости системы и начнут выводить средства, то облигации придется продавать, что приведет к реальным потерям. Кризис со временем вполне может выйти за рамки регионального.
Среди крупных банков наибольшие потенциальные потери в достаточности капитала из-за убытков по облигациям: у Bank of America, Zions, Truist, US Bancorp.
Самые стабильные банки сейчас: JP Morgan, Capital One, Citigroup.
Потенциальные проблемы не ограничиваются только банками. Например, опасения вызывает баланс брокера Charles Schwab.
Вместо того, чтобы ссужать средства клиентов, Schwab автоматически переводил их на банковские счета и инвестировал $170 млрд активов (треть всех активов) в те же самые долгосрочные ипотечные облигации под 1,5% годовых.
Чтобы расплачиваться с клиентами за снятие средств со счетов, Schwab занимает деньги по более высоким ставкам, что продолжает сокращать прибыль брокера.
В течение года тайные просчеты брокеров и банков периода низких ставок станут явными.
Заметки по итогам 3-го выпуска «Что случилось с экономикой»