Блог им. AGorchakov

Оказывается ставка ЦБ меньше привязывалась к инфляции, чем

    • 21 сентября 2025, 00:37
    • |
    • А. Г.
      Популярный автор
  • Еще
к курсу 0.55*USD+0.45*EUR. Вот решения ЦБ о ставке с инфляцией и динамикой 0.55*USD+0.45*EUR

Оказывается ставка ЦБ меньше привязывалась к инфляции, чем



Что мы видим после 28.02.22?

19.09.22 ставка снижается до уровня в 2 раза меньше текущей инфляции. Это «борьба с инфляцией»? А что дальше. Дальше мы видим, что в 2023-м ставка делается в 2+ раза  больше официальной инфляции с 01.10.22 в процентах годовых. А что еще мы видим? Сильное падение 0.55*USD+0.45*EUR перед снижением ставки и рост с первого повышения ставки   перед двумя следующими повышениями, а инфляция в эти дни не стала выше. 

Да, в последнем повышении на 1% в 2023-м мы видим, что это было на росте инфляции  и снижении 0.55*USD+0.45*EUR к 21.07.23. Дальше возникает политическая пауза до 26.07.2024, связанная с выборами президента. Да, выборы привели к росту инфляции на фоне снижения  0.55*USD+0.45*EUR и потому это повышение логично. Но еще два повышения ставки происходят на падении инфляции, но… росте  0.55*USD+0.45*EUR.

А первое снижение ставки происходит не только на падении инфляции, но и более значительном снижении 0.55*USD+0.45*EUR к 21.07.23.

Следующее снижение опять при этих показателях ничем не отличающимся от предыдущего снижения. И оно удваивается в процентах. Но что получаем к 12.09.25? Новое снижение инфляции на 1.64% годовых, но… рост 0.55*USD+0.45*EUR с прошлого снижения ставки на 2%. И что получаем? Снижение ставки только на 1%.

И к чему больше привязка политики ЦБ к инфляции или 0.55*USD+0.45*EUR? Ответ, ИМХО, очевиден. 

8.7К | ★9
79 комментариев
Значит цель не инфляцию снизить, а курс доллара держать низким и обанкротить экспортеров. Все очевидно… Это вредительство…
avatar
Laukar, до 02.22 экспортеры неплохо себя чувствовали при курсе 75р/$
avatar
Laukar, это не экономика 
это чистая политика 
и про вредительство согласен
просто пока до этого уровня сталинских методов мы не дожили
а пора бы 
Путин мастер таких игр
он сам признался что видел саботаж тогдашнего премьера Касьянова и прото дождался истечения срока его полномочий и сменил 
я запомнил 
ждем с 
Laukar, 
 обанкротить экспортеров. Все очевидно… Это вредительство…
Не согласен
Экспортеры вывозят народное достояние.
Несмотря на высокопарность — это и есть вредительство
Пощипать или обанкротить экспортеров — это благое дело

avatar

По наблюдениям, корзина исторически использовалась цб в качестве ориентира для валютных интервенций ДО перехода к плавающему курсу. Вроде бы были разговорчики об отказе от такого подхода когда-то давно… А получается, что в ряде периодов даже при снижении инфляции повышение или снижение ставки происходило скорее под влиянием валютного курса, чем по иным причинам. 

В общем, круто, что подмечаете такие детали.

Официально — нет прямой привязки ключевой ставки к этой корзине. Но они не скрывают, что динамика валютного курса (влияющая на инфляцию через импорт) является важным фактором, который они учитывают при принятии решений по ставке...

avatar
Op_Man💰, из этих цифр получается, что динамику валютного курса они считают ключевым критерием решений о ставке. А инфляцию вторичным.
avatar
А. Г., может наоборот?
Ключевым фактором является инфляция — которая возникает от перекоса валютных курсов, импорта и экспорта.
Импорт/экспорт на $ 700млрд при курсе 100 и курсе 80, разная инфляция и разный баланс, в зависимости от курса, торгового баланса и «полит.решений» в виде обязательной продажи выручки и т.д.
Вот и происходят перекосы в уравнениях расчетах и гаданиях ставки ЦБ по валютной корзине и курсовым разницам.
avatar

Rationalist, в споре рождается истина) 

 

  1. 1. Официальный мандат ЦБ: основной и заявленный мандат большинства центральных банков, включая Банк России, — это обеспечение ценовой стабильности, то есть контроль над инфляцией. Ключевая ставка является основным инструментом для достижения этой цели.

  2. 2. Валютный курс как канал влияния на инфляцию:

    • 2.1 Импорт: слабый рубль (рост валютной корзины) делает импортные товары и комплектующие дороже, что напрямую транслируется в рост цен на внутреннем рынке (импортируемая инфляция).
    • 2.2 Инфляционные ожидания: резкие колебания валютного курса могут раскачивать инфляционные ожидания населения и бизнеса, что само по себе является мощным инфляционным фактором.
    • 2.3 Торговый баланс и экономика: курс влияет на импорт/экспорт, торговый баланс и, как следствие, на общую экономическую активность и спрос, что также сказывается на инфляции.
    • 2.4 Финансовая стабильность: чрезмерная волатильность курса может угрожать финансовой стабильности, а это тоже входит в сферу интересов ЦБ.
  3. 3. Корреляция не равно причинность: то, что решения по ставке сильно коррелируют с динамикой валютной корзины (как предполагает автор поста), не означает, что корзина является первичной целью. Скорее, это означает, что динамика валютного курса является очень сильным и опережающим индикатором или драйвером будущей инфляции, на который ЦБ вынужден реагировать, чтобы выполнить свой мандат по контролю над инфляцией.

Таким образом, ключевым фактором является инфляция. Однако, валютный курс (и его динамика в корзине) — это мощнейший и часто определяющий фактор, который влияет на инфляцию в открытой экономике. Поэтому ЦБ не может игнорировать валютный курс и вынужден учитывать его при принятии решений по ставке, чтобы эффективно бороться с инфляцией. В этом смысле, валютный курс — это не цель, а очень важный «сигнал» и «канал», через который ЦБ управляет инфляцией.

avatar
Op_Man💰, 
«Валютный курс как канал влияния на инфляцию.»

Это неверно. Я уже приводил  абсолютные цифры роста 2000-2010 годов. 



Как видите инфляция была во много раз больше роста курса валют. Кстати, в годовых эта цифра инфляция равна 12,1%.
avatar
Op_Man💰, в споре рождается истина) 
пример про то что рождается в спооре 
берем две ноги у человека 
они вроде разные  и вроде одинаковые 
два спорщика спорят какая нога первичная 
спорят и спорят и устают и приходят к классике окончания споров 
истина посередине
остальное понятно 
истина рождается в рассуждениях и беседах 
так считали эллины  и много до какой истины докопались и нам подарили 
поэтому мы зачем то помним имена Сократа и Платона и Аристотеля 
а к чему приводя политические споры мы все знает  и сейчас наблюдаем 
особенно мне нравятся споры об том есть ли бог или ево нету 
Валерий Осипенко, самый важный момент!!! — рождается что-то, но не истина !!!, а фраза это просто красивая фраза. На сегодняшний день известно, что истина до сих пор не родилась 
avatar
IliaM, я вам сочувствую 
больше ничего не могу сказать словами 
Валерий Осипенко, вы совершенно правы, тоже считаю что вареного яйца и немного овощей, для завтрака вполне достаточно 
avatar
Op_Man💰, да, все так. Понятно что все действия ЦБ сейчас в жертву инфляции, след.стадия будет в жертву курсов для экспортников для заполнения бюджета и так далее ...
А.Г. почему то, формулы своей задачи, при разных условиях не меняет. Стареет что ли.
Знаю с начала 2000х его, четкий пацан, но в последние годы по чуть-чуть сдавать начал.
avatar
Op_Man💰, накатал пост с пояснениями и иллюстрациями — smart-lab.ru/blog/1207505.php
avatar
А. Г., тогда в 14-15 году она должна была быть под 50%
avatar
Вазелин, вообще то ставку связали с RUONIA только в 2015-м году. Поэтому она до этого не имела никакого влияния на динамику М1. 

«Привязывать» ставку ЦБ к денежной политике надо только с 01.07.2015.
avatar
А. Г., с этого и начинать надо. Что девальвация а дальше смена правил. 
avatar
Вазелин, ну девальвация это далеко не первая и намного меньше девальвации 1998-го года, не говоря уж о 1992-1995 до введения «валютного коридора».
avatar
А. Г., до этого момента девальвация была изза госдолга. А в 14 году +150% на ровном месте. Дефицит был всего трюль или меньше, не помню точно
avatar
Вазелин, из-за какого госдолга у на  была девальвация с октября 2008 по февраль 2009-го? Эта девальвация, как и девальвации 2014-го и даже 1998-го были на сильных падениях цен на нефть. Посмотрите на курс рубля в августе 2014-го, когда цены на нефть ещё не начали падать. 
avatar
А. Г., цена на нефть = гос долг
avatar
Вазелин, да цена на нефть в 1993-1997-м «стояла» на 18-20 долларах за баррель. А у нас рубль до «валютного коридора» падал, а в «коридоре» «стоял», пока нефть не пошла на 15. А в 2014-м нефть со 100 упала до 60, в 2008-м вообще до 150 доходила, хотя в среднем 95 была, потом грохнулась до 40 и доллар подскочил с 23 до 39. Всё идентично с 2014-м.
avatar
А. Г., александр григорич, слов много вывод? Цб работает по западной методички в версии рус. 2.0
Эти решения которые вы описываете принимаются не нами с вами а в кабинетах, собстно как и повышение ндс и ндфл. 
avatar
Вазелин, ЦБ «работает» часть времени, как работала ФРС при Картере и начале правления Рейгана.  Чья «методичка» и вообще есть ли она — этого я не знаю. 

К размеру НДС и НДФЛ в процентах от чего беруться, ЦБ не имеет никакого  отношения. Разве что в рублях они от него косвенно зависят.
avatar
А. Г., а вы сегодня +- верно говорите! Видимо пива выпили, либо формулы не считали
avatar
Вазелин, пиво и алкоголь я не пью, а формулы жду от Вас, готов посчитать. 
avatar
А. Г., хоть и я в далеком прошлом занимал почетное 7 место по области, по формулам вам ниче не скажу. уже давно не интересуюсь этим 
avatar
А. Г., ндс и ндфл должен увеличить спрос на рубли. Отсюда элементарный вывод — крепкий рубль
avatar

Вот реально людей не понимаю, идет война, деньги печатают, столько сколько нужно,  
сколько надо, столько сделают, деньги обесцениваются и эт нормально в сложившийся ситуации 
Ставка ЦБ с нами на долго, привыкаем к новым реалиям и живем в них 

Так вот, я думаю российские акции отыграют инфляцию нормально, вопрос когда (по факту сейчас копейки), но я смотрю 15 лет 


Российские облигации с учетом ситуации в экономике, эт херней заниматься, депозит больше принесет без мозгопилки 

avatar
Skifan, рост М1 с 01.09.23 по 01.08.25  +5, 6%  (не годовые, а абсолютные). Где Вы при таком «росте» (в разы меньше инфляции почти за 2 года) видите «печать денег"? 

Их и „печатают“ только на непереводных депозитах с процентами: М2-М1.
avatar

А. Г.,  Алексанедр, просто в магаз хожу и еду покупаю, мне мнение Росстата груббого говоря побоку, их же подмяли тогда, статистики нет по РФ. 

 и смотрите, мы не США, наши рублевые долги никому не нужны, по факту это обычная эмиссия, печтаем и думаю будем печатать еще лет 5

И Александр, вы вроде умные человек, когда страна участвует в войне, что это обычно происходит в экономии,  
статистические данные по странам, как меняется экономика и что в ней происходит по второй мировой есть,  давайте, почитайте историю 

 Одно и тоже, если честно, и поэтому скучно 

avatar
Если б курс был определяющим то не отпутили его на 75р в 14 году. Это была сознательная девальвация. И сейчас поют про дефицит мол курс 100 нужен. А почему звр не продать?.. скажем 20 млрд из 400(700-300=400). 
И бапки в бюджет и курс упадет и ставка вниз. 
Тут налицо неграмотное управление фин системой. Причем до вас тоже дошло
avatar
Вазелин, как раз сейчас ЦБ не может участвовать в торгах долларом и евро. И из своих запасов ничего продать не может. 

Разве, что попытаться это сделать опосредованно через юань. Но возникает политика: не обидится ли КНР на резкое снижение юаня к рублю? 
avatar
А. Г., золото пусть продает
avatar
Вазелин, а кто физическое золото массово купит за рубли? Ведь для оплаты чего-нибудь за рубежом его ещё и транспортировать надо. 
avatar
А. Г., и чо? Купят за валюту, валюту в рынок. Перевозка самолетом. Че т вы опять из мухи слона делаете. Нет никаких проблем продажи звр. 
avatar
Вазелин, из валют ЦБ не может сейчас брать ни евро, ни доллар. 
avatar
А. Г., юань пусть берет, либо за рубли продает, если найдется покупашка. 
avatar
Вазелин, Юань ЦБ берёт, но Вы же сказали о массовой продаже, а не покупке. Рубли ЦБ точно продавать не может. А с 28.02.22 ещё и доллар с евро и кучей других валют тоже не может. 
avatar
А. Г., рубли из того можно напечатать и выдать в репо
avatar
Вазелин, ЦБ не имеет права на такое РЕПО. Он как раз делает обратное: берет рубли банков под ставку RUONIA- 0,5%. А к RUONIA установил требования ставка ЦБ плюс-минус 1%.
avatar
А. Г., ну, ни не имеет права а мвф не разрешает. Эт другое
avatar
А. Г., я думаю схематоз найдут. Было бы желание
avatar
Может вы путайте причину и следствие? Может быть курс «ходит» за ставкой,(или ее ожиданиями), а не наоборот?
avatar
Евгений, мы говорим о действиях ЦБ, а его действия со ставкой после изменения курса. Я не стал приводить всё даты снижения ставки в 2022-м с 20 до 7,5%%, а просто дал суммарный результат с 28.02 по 19.09. Ведь минимум курса это 30.09.22, а максимум 9.03. И первое снижение ставки только 13.04, когда курс уже упал с 28.02.
avatar
Интересное наблюдение!
Тимофей Мартынов, Наблюдение может и интересное, но автор так и не сделал прогноз… какой следующий шаг будет у ЦБ исходя из этих предпосылок и что ему сейчас делать — покупать или продавать? Думаю что эти наблюдения никак не помогут угадать действия ЦБ, а гадание на рынке чревато )

АГ уверял что рынок при несильном снижении ставки не выйдет за пределы 2750, если только под влиянием Трампа и то краткосрочно, но  рынок уже ниже и Трамп тут никак не влиял. 2 сентября, я высказывал иную точку зрения и что рынок идет ниже и Трамп тут не причем
avatar
dronrus, 2748.06 — намного ниже? Через неделю вернёмся обратно в «коридор», если не будет негатива от Трампа. Вот  увидите. 

А без Трампа мы же " выходили " весной на коррекции февральского роста на нём, но быстро вернулись назад. 
avatar
А. Г.,  да, немного ниже. А что выше 2750? Но насколько просел рынок со 2 сентября? Почти с 2900 на 2748. Почему то скромно об этом умалчиваете))

Поживем посмотрим…
avatar
dronrus, кстати, если ЦБ поднимет ставку, то Вы окажитесь правы в части падения рынка. Ведь я же много раз говорил условие моих уровней: «ЦБ не заявляет о возможности повышения ставки».
avatar
Так в этом весь смысл ЦБ (банк банков и ДЛЯ БАНКОВ)— раскачивание качели, увеличение амплитуды. Создание искуственных Кризис-рост-кризис-рост… искусственные циклы.
Сначала ЦБ разгоняет инфляцию в космос как бешеный банк, затем неестественно загоняет инфляцию под ноль. Или Вы думаете они там не понимают что творят? А все разговоры о борьбе с инфляцией, заседания, шоу с решениями по ставке, это для простых людей, для придания важности.
avatar
22022022, в моих цифрах не видно разгона инфляции с 19.09.22 по  27.10.23. А ставка удвоена. 
avatar
А. Г., она разгонялась когда ставка была заниженной.
avatar
22022022, как видите из таблицы ещё 21.07.23 инфляция была ниже текущей ставки ЦБ. Это называется «разгон»? 
avatar
Немного запутался, получается когда падает рубль, ставку понижают? И что идет первым курс или ставка?
avatar
Константин, вот и получается, что ЦБ с 28.02.22 ориентировался на курс во всех случаях изменения ставки, кроме 26.07.24.

Посмотрите на первое повышение ставки в 2023-м. Оно сделано на падении рубля на 59%+. И дальше всё повышения, кроме 26.07.24 только в случаях, когда не наблюдается сильного снижения курса к 21.07.23. А первое снижение только при падении этого курса почти на 12%.
avatar
А. Г., получается сначала идет курс за ним ставка? Курс рубля падает ставка повышается?
avatar
Константин, сейчас не совсем так. Таблица показывает, что ориентир курс рубля к корзине валют на 21.07.23 и основным критерием снижения ставки является сильное укрепление  курса рубля к этой дате, а падение рубля выше этого курса- повод для повышения ставки или сохранения текущей. 
avatar
Полагаю, что просто, в условиях фактического отсутствия прямых трансграничных перемещений капитала и кэрри-трейда, стандартная троица Экономикса «Ставка — Обменный курс — Занятость» перестала быть автомодельной. Поэтому из 3-х зол Набиуллина выбрала 2. Этакий «фандинг» наоборот.
avatar
Eugene Bright, увы, о причинах такой политики я ничего сказать не могу. Но я считаю её неверной, ориентируясь на показатели 2000-2010 годов, которые привёл выше. Ведь политику борьбы с инфляцией через снижение роста М1 мы первый раз применили ещё со второй половины 2010 до августа 2014-го. Но из-за падения цен на нефть со 100 до 60 от неё отказались аж до декабря 2015-го. Потом снова вернулись, но сделали паузу на банкротстве Открытия с другими банками. Опять вернулись через год, но снова отказ на ковиде, во второй половине 2021-го опять возвращаемся и, бац, СВО. 

Ну а всё, что после начала СВО, в топике. Вот такие у нас «качели» с 2011-го.
avatar
А. Г., моё видение: поскольку достигнутый с момента крушения СССР уровень деиндустриализации в новой России уничтожил производственную базу роста (через собственное производство ТНП, в том числе), то расширение производства хоть чего-нибудь (СВО предъявила специфические требования к продукции) стало возможным только после осознания, что возникли кардинальные противоречия с экзистенциальными факторами. И если раньше денежная база, как Вы справедливо заметили, пополнялась за счет постоянной девальвации, обеспеченной керри-трейдом, то теперь (при фактическом отказе от расширения гражданских производств и падающей занятости) ДБ будет пополняться за счет ставки. Парадокс: деньги выпускаются не под прибыли, а под покрытие убытков.
avatar
Eugene Bright, в том и дело, что рост М1 с 01.09.23 по 01.08.25 всего лишь +5, 6%. А (М2-М1) — это непереводные депозиты с процентами. Где у нас рост денег на какие-нибудь траты с 01.09.23? Ведь инфляция в абсолютных процентах гораздо больше 5,6%. Т. е. реальных денег на текущие траты стало меньше. 

Как при такой статистике могло (именно в прошлом или настоящем, в будущем и может будет сильный рост М1 за счёт оттока с депозитов)  быть то, о чем Вы пишите?
avatar
А. Г., всё правильно: деньги не выпускаются под текущие траты, а только под покрытие убытков. Мало того, как я понял из последних выступлений руководителей ЦБ, стоит задача, чтобы и депозиты особо-то не уходили. или оставались таковыми как можно дольше. Значит, ставки не должны быстро снижаться.
avatar
Eugene Bright, это что ли убытки у нас мизерные, не дающие роста М1 хотя бы не меньше инфляции? 

А то, что ставка  намного выше инфляции при ставке депозитов ЦБ тоже намного выше инфляции «гонит» деньги на непереводные депозиты — это давно известно в мировой экономической истории.  Мой то топик о другом:  это кардинально связано в современной России Центральным банком с валютным курсом. 
avatar
Заговор рептилоидов раскрыт!
avatar
Влад, судя по моим цифрам, он борется не с инфляцией, а с ростом валютного портфеля с 19.09.22 по 21.07.23.
avatar
Влад, ну пока рос курс, у нас и М1 рос гораздо быстрее инфляции. А стали бороться с ростом курса и рубли на расходы увеличились гораздо меньше инфляции. 
avatar
А если представить что ЦБ контрагент Минфина, то станет понятно почему так происходит. 

И вообще, ЦБ контрагент развитию страны. Поэтому всегда все делает наоборот, во вред и против роста экономики. 

Но всякий раз добавляя в  своё блюдо экзотический соус. 
Чтобы ни у кого не закралось сомнение, что он ест просрочку.

Потом у населения начинается несварение, его пучит, мучает изжога. А ЦБ потирает ручонки и ждет свою премию.
avatar
NOT A HAMSTER, с привязкой ставки ЦБ к валютному курсу так происходит только с 28.02.22. До 28.02.22 было совсем другое. Поэтому прямых доказательств единого подхода со стороны ЦБ до и после 28.02.22  не вижу. 

А почему выбраны разные подходы до и после начала СВО могу только гадать. Никаких сведений об этом не имею. 
avatar
не проще бы 0.55*USD+0.45*EUR везде в тексте заменить после первого упоминания на БВК?
avatar
GMT Capital, копипаст проще :) 
avatar
Когда-нибудь до коллективного Смарта дойдёт простая истина главный генератор инфляции  -это ключевая ставка. Это можно доказать даже школьнику с 6-ю классами. В начале СВО Запад  сказал, что инфляция в России будет 20% и ЦБ тут же врубил ставку 20%. А вот всякие «эксперты» с того же Смарта начали объяснять, что это борьба со спекулянтами  и т.д. Снизьте ключ до 5% и инфляция опустится до 3-4 % максимум. Но у ЦБ другая задача. Россия должна проиграть по их задумке. Все кто хочет мне возразить -найдите хоть одно выступление любого представителя ЦБ со словом «СВО». А поэтому закатывание глаз и рассуждение «ЦБ чего-то там смотрит и думает»  -это для лохов. Ну так собственно их и отработали на прошлой неделе. 
avatar
А за период с 2014 года есть такая табличка?
avatar
Flexiway, могу сделать, но точно могу сказать, что привязки ставки к  валютному курсу с 2016-го до 2021-го не было. 

Ведь это моё «открытие» случайно. Я же динамику М1, как обычно, положил в основу анализа причин для роста индекса МосБиржи. Ну и решил добавить в график  0.55*USD+0.45*EUR,  чтобы оценить и валютную доходность нашего рынка (Евро потому что раньше оно влияло и в этом году упал меньше доллара). И увидел, то, что написал., потому что для меня это новое до 2021-го, такое с 01.07.2015 я увидел впервые. А 01.07.2015, потому что с этой даты ЦБ привязал ставку RUONIA к этой ставке, а ставку депозитов у себя к ставке RUONIA. он привязал её до 2008-го, не помню в какой год. До этого то депозиты банков в ЦБ были под ставку нуль. Точно нуль был при Геращенко, а когда Игнатьев ввёл не помню, помню только, что смена Геращенко в том числе была и поэтому, второй причиной отказ от снижения курса рубля к доллару. А тогда доллары сюда шли и сохранение курса было бы увеличением рублей и инфляции.
avatar
Может ли кто на простом языке истолковать рассматриваемое сообщение? Короче, ЦБ правильно действуетили неправильно?
avatar
Lawyer20118, В текущей ситуации ЦБ все правильно делает. Навес не обеспеченных денег связывается ставкой. Депозиты населения в банках работают на СВО.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
📈 Выручка Группы МГКЛ за 11 месяцев — 27 млрд рублей (x3,6 к АППГ)
К концу 2025 года подходим с рекордными прогнозными показателями: ✅ Прогноз по выручке — 27 млрд рублей, что в 3,6 раза выше, чем за...
Фото
IR-команда «Озон Фармацевтика» встретилась с аналитиком СберИнвестиций Софией Кирсановой
Мы поделились нашими планами и достижениями, а также ответили на вопросы. Поговорили о включении в индекс Мосбиржи, росте...
Фото
МОЭСК. Отчет МСФО. Какие дивиденды компания закладывает до 2030г.?
Компания Россети Московский Регион (МОЭСК) опубликовала финансовый отчет за Q3 2025г. по МСФО: Я совсем коротко на нем остановлюсь,...

теги блога А. Г.

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн