Рост ставок плох для рынка не только тем, что снижает оценочную стоимость компаний, но и тем, что создает альтернативы. И сейчас такой альтернативой становятся американские гособлигации, доходность которых впервые за долгие годы превысила дивидендную доходность S&P500. Предыдущие два раза, когда мы наблюдали рост доходности по трежерис выше дивидендной доходности, приводили к флетам и коррекциям на год+.
Читайте мой Telegram, чтобы не пропустить свежую аналитику и публикации.
Кризис в США — это то, что может вновь обвалить фондовый рынок и принести инвесторам огромные убытки. Триггером к этому может послужить стагфляция. Стагфляция — это изменение взаимосвязи между инфляцией и безработицей, когда возможен их одновременный рост. Это очень тяжелая ситуация, и в прошлый кризис, вызванный стагфляцией американская экономика оправлялась от него около десяти лет.
Как защитить свой капитал во время будущего кризиса? Многие рекомендуют золото. Но почему золото не растет последние месяцы, когда мы видим реальный рост инфляции? Ответ на этот вопрос, а также какие инвестиционные идеи существуют прямо сейчас, вы найдете в свежем видео.
Когда мы покупаем машину, мы всегда имеем представление, сколько она должна стоить. Мы знаем сколько стоят аналогичные модели у конкурентов, сколько стоят другие комплектации и т.д. Дилеру сложно продать нам авто по завышенной цене.
Но когда дело касается акций, лишь единицы имеют представление о том, сколько эти акции должны стоить. Кто-то ориентируется на новости, кто-то на мнение аналитиков, кто-то верит sell side’y, но понимания, сколько должны стоить акции конкретной компании, так и не получает. Как итог, покупка по завышенным оценкам и огромные убытки.
Единственным способом избегать таких ситуаций — это научиться считать справедливую стоимость компании. Это то, о чем твердит Баффет, когда его спрашивают сколько должна стоить компания — все сводится к ее внутренней стоимости.
Внутренняя стоимость, это сумма дисконтированных денежных потоков, которая компания должна принести за весь срок своего существования. Моделей, по которым она считается, существует несколько, но все они имеют одну и туже природу. Откуда мы можем знать, сколько принесет конкретная компания, ведь у нас нет хрустального шара? Ответ прост — мы строим определенные сценарии, и получаем представление, сколько акции будут стоить в том или ином случае.
На днях Насим Талеб написал у себя в твиттере следующее:
«Когда появился интернет, мы начали использовать его каждый день. Никому не надо было объяснять его ценность. Не было кучек неудачников со своими теориями, которые только лишь предполагали, какую практическую пользу он может принести. Мы получали ценность СРАЗУ, в отличие от криптовалют»
А вы согласны с Талебом?
1. Самая популярная теория Сороса может быть упрощена до трех пунктов:
• Мы пытаемся понять мир, а также изменить его для извлечения выгоды
• Наше действие по осознанию мира, является частью этого мира, частью реальности, которую мы пытаемся понять
• Поэтому, полностью понять окружающий мир – невозможно
2. Это означает то, что никто не может обладать полноценным знанием, что делает все наши действия и решения несовершенными.
3. Наше видение реальности оказывает влияние на наши действия, что меняет реальность, делая наше изначальное знание о ней, неверным.
4. Все это приводит к разрыву между реальностью и нашим представлением о ней. Мир слишком сложен и многогранен, чтобы один человек смог полностью его осознать. Поэтому мы все используем упрощения – теории и обобщения.
5. На финансовых рынках эта разница между реальностью и мнением о ней к разрыву между ценами и фундаментальными факторами, что создает возможности для заработка. Эту теорию хорошо видно на картинке ниже:
То, что мы сейчас наблюдаем по индексам с технической точки зрения, можно охарактеризовать как окончание дисбаланса в сторону спроса, который мы наблюдали длительное время. Выкуп последних коррекций приводил к импульсам вверх, размер которых постоянно снижался. И последняя коррекция даже не смогла обновить максимум, что говорит о том, что дисбаланс в сторону покупателей иссяк.
В целом эта картина совпадает с моим фундаментальным видением, о котором я твержу с конца прошлого года – сейчас в рынке больше риска потерять деньги, нежели чем риска упустить возможности. Насколько это мнение справедливо, скоро увидим. Но с начала года рынки почти в нуле.
Больше аналитики по рынкам читайте в моем Telegram канале.