Его недолюбливают в России и Британии, но у него много фанатов среди трейдеров по всему миру. Сорос — самый опытный и богатый спекулянт нашего времени. Попробуем применить его принципы работы на российском рынке.
Как Сорос сделал состояние
Сейчас его знают как филантропа и философа. Но на пике свой карьеры Сорос совершал сделки, которые вошли в историю рынка как эталон грамотных спекуляций. В отличие от Баффета он никогда не верил в долгосрочные идеи и предпочитал активно торговать.
Основные идеи Сороса изложены в его книге «Алхимия финансов». Если коротко ее суть в следующем: рынки не эффективны, на котировки влияют решения людей, поэтому самый важный фактор — это ожидания других игроков и то, насколько они далеки от реальности.
Это слова практика, который основал одни из первых в мире хедж-фондов (их название связано с наличием хеджа, то есть двойной сделки шорт+лонг). Его Quantum и Soros Fund на рынке до сих пор. Из их прибыли Сорос раздал на благотворительность более $30 млрд.
Реальные примеры из истории
Большинство самых прибыльных сделок команда Сороса совершила с помощью арбитражных стратегий и деривативов. Они находили неэффективность, покупали один актив против другого, дожидались схождения котировок и забирали дисконт или премию.
1. Энди Кригер роняет киви
Киви — сленговый термин для валюты Новой Зеландии. Местный доллар в 1987 г. обвалился против доллара США на фоне падения мировых индексов. Но быстро восстановился усилиями новозеландского ЦБ. Кригер понял, что киви долго не протянет, и начал скупать и продавать опционы на пару.
Ему удалось создать позицию, которая превысила объемы интервенций местного центробанка. Несмотря на истерику регулятора и угрозы в его адрес, Кригер продолжил шортить киви и оказался прав: валюта Новой Зеландии упала на 20%, сломав многолетний растущий тренд.
Киви с тех пор падал еще целый год и восстановился лишь к концу 1990-х. Кригер, по сути, поучаствовал в неизбежном и ускорил печальный финал. Он заработал на валютном шорте $300 млн американских долларов и позже ушел работать в один из фондов Сороса.
2. Дрюкенмиллер топит за дойчмарку
Еще один сотрудник Сороса, который помогал ему выстроить арбитражную стратегию по паре фунт/марка. События происходили в те же самые переломные 1980-е и начале 1990-х, когда ФРГ и ГДР только объединялись, и слияние валютных систем двух стран происходило неровно.
Идея в своей основе была проста: единая Германия будет больше производить и экспортировать, что усилит приток долларов, франков и фунтов в страну. Но Бундесбанк сдерживал рост марки, опасаясь, что экономика ФРГ не справится и уйдет в рецессию.
Хедж-фонд Quantum, возглавляемый Дрюкенмиллером, скупил опционы в пользу дойчмарки на сумму около двух миллиардов. Когда фунт и доллар действительно откатились относительно валюты ФРГ, команда трейдеров на этом заработала несколько сотен миллионов.
3. Сорос ломает британский фунт
Самая известная сделка, подарившая миллиардеру славу гениального спекулянта. По замыслу тоже была довольно проста: британский фунт дорого торговался за счет интервенций Банка Англии, и Сорос ставил на то, что девальвация обязательно случится.
Британия, с одной стороны, должна была поддерживать высокую ключевую ставку, чтобы сдерживать отток капитала из фунта, с другой стороны, все больше проигрывала на фоне растущей Германии и ее дойчмарки. Сорос и его команда открыли позиции на миллиарды в Лондоне, Франкфурте и Нью-Йорке.
Банк Англии в итоге не выдержал, спалив, по разным оценкам, около 30 млрд фунтов. Страна была вынуждена навсегда выйти из ERM (системы привязанных курсов валют стран ЕС). Хедж-фонды снова оказались правы: фунт был обречен упасть. Сорос заработал $1 млрд за один день.
Что можно арбитражить в России
Конечно, жизнь подбрасывает идеи исторического масштаба не каждый день, но почти всегда есть расхождения в котировках, которые неизбежно схлопнутся. Рынок не терпит неэффективности.
Условно говоря, в двух соседних обменниках валюты должны стоить примерно одинаково. Если нет возможности покупать в одной стране и продавать в другой, как у Сороса, то как минимум можно это делать между двумя сегментами одной биржи.
Больше всего неэффективностей сосредоточено в низколиквидных производных инструментах, где нет больших игроков (арбитражеров и маркетмейкеров), зато есть раздолье для физлиц с умеренными суммами.
Торгуясь в Москве за рубли, он иногда отклоняется от своей стоимости на межбанковском рынке (форексе) и стоимости в самом Гонконге. 2–3% спреда вполне обычное дело. Чаще всего в Москве он дороже, чем за рубежом. Видим такую картину — продаем.
Можно действовать иначе, вообще не пользуясь иностранными котировками. На Мосбирже есть пара доллар HKD/RUB. И есть фьючерсы (пока низколиквидные, но в этом вся суть). Раз в квартал на экспирации они должны сходиться. Если расходятся — действуем.
— Турецкая лира (TRY)
Молодая, но перспективная валютная пара, учитывая рост товарооборота между Россией и Турцией (+80% за год). Лира исторически падает против доллара быстрее, чем рубль. Поэтому можно довольно уверенно шортить турецкую валюту либо пробовать арбитраж с новым фьючерсом.
Фундаментальная основа продажи лиры против рубля — весьма напоминает историю с фунтом начала 1990-х. ЦБ Турции вопреки высокой инфляции и скоромным резервам держит ставку и курс, как может. Рано или поздно эта история кончится девальвацией. И есть возможность на этом заработать.
На чем еще делают деньги
Спред может также возникать между фьючерсами на акции и сами акции. Чем менее ликвидны контракты, тем чаще и шире бывают расхождения. Для крупных игроков там не хватает объема, поэтому входить в них имеет смысл лишь с малыми суммами (тысячи рублей).
Для более крупных вложений (сотни тысяч) подойдут пары обычных и привилегированных акций. Они периодически сходятся и расходятся, давая возможность заработать на временных всплесках большого спроса (например, перед дивидендами).
Еще более крупные стратегии (на миллионы) можно строить, комбинируя фаворитов и аутсайдеров из сопоставимых отраслей. Первый актив покупать, второй — продавать в том же объеме. Свежий пример: НОВАТЭК против Газпрома.
Еще статьи в этой серии:
• Акции России для разумного инвестора. Выбираем фишки по заветам Грэма
• Инвестируем по методу Питера Линча. Пример с российскими акциями
• Правило Баффета на российском рынке: 3 дешевые и качественные акции
ну а так — арбитраж это всегда конечно и риск, а спекуляции — риск особый — и сорос тоже попадал (тот же ростелеком), о чем аффтар забыл упомянуть ;))))
Помнится, в 2021 году Гурьев продал акции Фосагро на $4,7 млн и купил ее ГДР на $4,1 млн на свою кипрскую компанию. Решил, что вот она — возможность безрискового арбитража!