Детский мир планирует поэтапную трансформацию из публичного в частный бизнес. Это вызвало непонимание и даже панику среди инвесторов: две сессии подряд бумаги стремительно падали на рекордных оборотах. С 8 по 9 ноября они рухнули на 30%. Разберемся, какие перспективы у акций.
Зачем они это делают
В релизе перечислены следующие факторы в пользу делистинга, и все они сводятся к влиянию санкций:
— падение операционных показателей
— высокая доля недружественных нерезидентов
— закрытость рынка РФ для этих самых нерезидентов
Сделан вывод о том, что заблокированные акционеры не могут принимать ключевых решений, в том числе по дивидендам, а если решение и будет принято, то деньги становится невозможно вывести за пределы России, что опять же не в интересах иностранных акционеров.
Дополнительные комментарии по запросу компания оперативно пока не предоставила.
Описанные в официальном пресс-релизе комментарии не убеждают в неизбежной необходимости такого решения, ведь с аналогичными проблемами, когда у акционеров из недружественных стран ограничены возможности получения дивидендов и управления своей долей, столкнулись многие российские компании. А обозначенные сложности с логистикой и источниками поставок применимы и для других секторов.
Два ключевых акционера (Storale Limited и Altus Capital) являются нерезидентами лишь по месту регистрации. Их бизнес де факто находится в России. Объем находящихся в свободном обращении бумаг (free-float) сама компания оценивает в 60%, Мосбиржа — в 54%.
Оценить долю нерезидентов во free-float можно лишь косвенно, сравнив объем торгов до февраля и после него. Выходит порядка 77% free-float, или чуть более 40% капитала.
Как пройдет делистинг
Ожидается два этапа выкупа акций. Первый из них должен пройти после внеочередного собрания акционеров (ВОСА), дата которого не назначена, но по закону не может быть объявлена позже, чем за 30 дней до самого события.
Выкупать будут по цене, которая будет определена советом директоров в размере не ниже средневзвешенной цены акций за один месяц, предшествующий дате принятия решения о проведении ВОСА. То есть цена выкупа может быть существенно ниже того уровня, который был до появления новости о реорганизации.
Сумма, которая будет направлена на первый выкуп, составит расчетные 1,6 млрд руб. или не более 10% чистых активов компании (доля утверждена в законе). Это эквивалентно 4,3% капитализации Детского мира, или до 7% суммарной стоимости свободно торгуемых на бирже бумаг компании.
Далее пройдет процедура реорганизации из ПАО в ООО, которая, как ожидается, займет 6 месяцев. Те акционеры, которые не продали свои бумаги сами или не воспользовались первой офертой, получат право на долю в ООО. Если не согласны на обмен — компания выкупит у них бумаги по цене не ниже средней за предыдущие 6 месяцев. Откуда появятся средства на выкуп — не говорится.
Что делать
Компания декларирует, что действует в интересах акционеров (где преобладают нерезиденты), многие из которых с высокой вероятностью не смогут проголосовать. Полноценное право выбора есть лишь у тех, кто проголосует за реорганизацию.
На фоне текущей распродажи в акциях выходить из них сейчас — значит зафиксировать убыток. Голосовать против реорганизации или не голосовать вообще — значит отложить решение об убытке как минимум на месяц (убыток может оказаться больше или меньше, чем сейчас).
Больше свободы выбора дает голосование за реструктуризацию и отсрочка еще на полгода. Но результат еще менее предсказуем: можно стать владельцем непубличной компании, которая даже может продолжить платить дивиденды, но будет неликвидна, а можно получить цену выкупа выше или ниже, чем сейчас.
Что делать с акциями: выбор индивидуален. С одной стороны, долгосрочные инвесторы могут попробовать остаться в компании в расчете на то, что в будущем в рамках ООО они будут получать высокие дивиденды, ведь, вероятно, именно необходимость возврата к устойчивому денежному потоку в отношении основных акционеров может являться ключевой причиной трансформации.
С другой стороны, риски остаться с неликвидным активом могут быть неприемлемы для многих участников. К тому же не исключен сценарий, когда что-то пойдет не так в рамках озвученного плана.
С точки зрения средне- и краткосрочного инвестора время работает против него: чем дольше длится реорганизация Детского мира, тем дальше могут акции могут быть под давлением или как минимум не расти, замораживая размер убытка в данном активе.
Допускаем вероятность, что вмешается регулятор. Детский мир создает прецедент ухода с биржи, имея большой груз замороженных нерезидентов. Вмешательство может быть позитивным для миноритариев-резидентов, но в любом случае условия обязательного выкупа (объем, цена, сроки) под вопросом.
Какие еще есть риски и нюансы
Детский мир заявляет, что он обратился в правительственную комиссию за разрешением выплатить нерезидентам сумму выкупа на их счета, то есть в обход типа С, что равнозначно прошению о разблокировке активов. Есть риск, что прошение не будет удовлетворено, и реорганизация не будет поддержана.
Если все же разрешение будет, то, учитывая потенциальный объем выкупа у нерезидентов (свыше 40%) компании только на их заявки придется потратить порядка 15 млрд руб. — при наличии облигационного долга еще на 6 млрд, по которому оферта состоится в ближайшие полгода.
При этом неясна позиция ключевых акционеров из числа резидентов: есть ли желание наращивать свою долю или, напротив, выйти из актива. Судя по объему торгов за 8–9 ноября ( 207 млн акций — 28% от всего акционерного капитала или 46% от free-float), а также отскоку акций с 45 до 50 и выше, на рынке есть крупные игроки, которые готовы покупать Детский мир даже с учетом перспективы перехода в статус ООО.
Выводы
— Детский мир планирует уйти с фондового рынка в несколько этапов, что воспринимается инвесторами неоднозначно. Первая реакция — негативная, распродажа на высоких оборотах.
— Фундаментально компания достаточно сильна, и у долгосрочных инвесторов мог бы быть стимул оставаться ее акционерами даже после ухода с биржи. Но это решение индивидуально, так как реализация своей доли при таком сценарии будет затруднена.
— Существуют риски для процедуры трансформации: сделку не одобрит регулятор, нерезиденты ее отклонят, компания не сможет оплатить второй выкуп и пр.
— Те, кто вкладывал в Детский мир с горизонтом до года, могут зафиксировать убыток сейчас, иначе есть риск потерять еще больше.
— Основной риск слишком ранней продажи акций: даже если реорганизация не пройдет, цена акций восстановится на фоне активной скупки компании крупными игроками-резидентами.
Почему все «чудо аналитики» как сговорённые упускают этот абзац??? и вообще, это всё пока только предложение. ВОСА не было, голосование не проведено, решение не принято. Главное заголовок забибенить «Он ушёл, а я осталась, обосралась, обрыдалась»
Заранее извиняюсь если обидел чьи-то чувства верующих.
Какие идеи на счёт рисков, что условия обмена будут отвратительными?
А там поглядим...
И чё там было, кто помнить: все норм, продолжаем работать? )))
Будет совсем хорошо, если подскажет кто-либо: если случится уход, а я останусь в акциях, моя доля так же будет закреплена за мной, никаких дополнительных телодвижений не потребуется? И дивы будут как обычные приходить? (если будут таковые)