К вопросу «дети и деньги». Года три-четыре назад. По дороге с танцев дочка просит мороженое. Подходим к витрине, выбирает, покупаю. И так несколько раз. Всегда выбирала самое дорогое, рублей под сто.
И как-то мне не по себе. Не то, чтобы жалко. Но в этом есть что-то неправильное. И в очередной раз делаем так. На, говорю, тебе сто рублей. Сама выбери и купи, сдачу оставь себе. Потратишь потом – прямо сейчас, через 5 минут или 5 дней. И дочка радостно выбирает чуть ли не самое дешевое. Ну, ей виднее.
В чем мораль байки?
1). С какого возраста можно замутить «финграмотность». Лет восемь ей было.
2). Почему монетизация льгот повышает общую эффективность. Если даже из этого примера непонятно, то человеку это не объяснить уже никак. Это на уровне психологии.
3). Что такое полезность и как она повышается даже без роста общего пирога.
Как известно, есть три главных способа поиска недооцененных компаний:
1). Балансовый метод.
2). Метод дисконтирования денежного потока.
3). Сравнительный метод.
Самые успешные истории там, где работали все методы сразу (тот же Баффет). Посредством третьего метода – у меня получалось. В смысле, был портфель лучше индекса. Первый и второй методы мне чужды. Особенно первый. Речь не о том, что «я не умею». Боюсь, мы сейчас живем в мире, где этого не сумеет уже никто.
Сначала напомню несколько прописных банальностей, сорри за пересказ учебника. Но далее перейдем к тому, почему они банально не работают...
Балансовый метод подразумевает, что вообще-то в балансе любой компании написано, сколько она стоит. Там, где графа активы и суммирующая циферка внизу. Или где графа пассивы, неважно. Эти две циферки всегда совпадают, таковы правила бухгалтерского баланса. «Активы» это то, что у компании есть: заводы, газеты, пароходы, оборотные деньги на счете. Это то, что можно увидеть, потрогать и измерить.
Известная история: чтобы замутить эффективный обман, будь то пирамида или секта, стоит начать с самообмана.
Все мы видим гуру, эффективно распродающих вредную чушь. «Портфель лучших акций с доходностью 50%», «Робот на параболике 100%», «Нефть и доллар через месяц». Мне интересно – что там внутри? «Сейчас пойду опять обую лохов», или как?
Мне кажется, такая рефлексия подорвала бы харизматичность. Хотя по некоторым видно, как они презирают тех, кому говорят. Но обычно вещают с чувством. Мне вот кажется, там просто не стоит вопрос – я гоню или не гоню? Гнать надо, а не думать, время – деньги. Просто оптимизируют входящий денежный поток и маркетинговую обертку, причем скорее даже чувствуют «селезенкой», чем рационалкой, на что именно ведется лох.
Если спросить, чему вы вообще учите, отмахнутся. «Раз берут — значит, надо». Вообще не предмет рефлексии.
Великой истины сейчас не открою, но может новичку полезно… Вот есть настроение «Я бы в трейдеры пошел, пусть меня научат». Оставим в стороне вопрос, чему учить, тем более тут про это было. Но вот научат — и что дальше-то?
Когда люди узнавали, что «последние годы жил с трейдинга», там часто две смешные реакции. Первая от людей, которые совсем не в теме, и трейдера представляют по героям фильма «Волк с Уолл-Стрит» (хотя они там ни разу не трейдеры, а криминальные брокеры – злейшие враги инвесторов-трейдеров). Могут в шутку спросить, где яхта и лимузин.
Вторая реакция от людей, которые в теме чуть побольше. Почти у всех есть знакомый бедолага, обутый где-нибудь «на форексе». И они понимают меня не по фильму, а по этому бедолаге. Могут сочувственно улыбнуться: «Потерпи, брат, у всех бывает тяжелая полоса».
Я бы сказал, что истина где-то между, хотя так лучше не говорить – правда не появляется от смешения двух неправд в равной пропорции.
Купил чебурек, радостно притащил домой. Глянул срок годности, чуть просрочен. Отправил в мусорку. При этом уверен минимум процентов на 90%, что это вкусный безопасный чебурек.
Мое мышление неестественно. Там сразу щелкает вся картинка: 5-10%, умноженные на худший сценарий, весят больше, чем стоимость чебурека. В данном случае, разумеется – в блокадном Ленинграде расклады были бы другие.
До занятий «биржей» я бы так себя не повел. Я бы или не выкинул чебурек (еду выкидывать грех!), или убедил себя, что он прям точно-точно испорчен.
Даже если со временем брошу трейдинг (инвестирование-то навсегда), останется поставленное им мышление. Оно применимо где угодно, в сути это правильный, вероятностный взгляд на мир. Рациональность в широком смысле.
Интересно, что за несколько лет работы на кафедре, где я, как вариант, должен был заниматься именно этим – мышление никуда особо не шелохнулось.
Продолжение вот к этим заметкам smart-lab.ru/blog/539725.php, smart-lab.ru/blog/539955.php
Речь про инвест-гуру и их услуги: семинары, вебинары, торговые роботы, «умножим капитал» и т.д. Но принципы одни. Если вас возьмутся обучать психологии или инфобизнесу, приметы лоховода будут такие же.
Уже по заходу понятно, на кого ориентируется гура – на умных или на кого обычно принято. По тому, как выглядит рекламное объявление, с вероятностью 90% можно судить, что там будет: либо «продаем лохам мечту», либо «меняем пользу на деньги». Если показалось, что второе, оно еще может оказаться первым. Но вот если сразу показалось, что первое, вариант с пользой почти невозможен…
1). Лох любит халяву. Точнее, не так: ее много кто любит, но лох уверен, что она легко достается.
Поэтому, перед тем как взять с лоха денег, ему надо десять раз повторить слово «бесплатно». Идеальное объявление выглядит так: я граф Монте-Кристо, нашел грааль и зарабатываю в день 345 876 рублей трейдингом. Но я помню свою нищую юность, и любовь к братьям-трейдерам переполняет меня… Поэтому я бесплатно раскрою
Дарю идею, вирусный маркетинг для линейки ПИФов. Мы знаем, что большинство ПИФов активно управляются и активно проигрывает рынку. Причем на больший процент, чем весит комиссия за управление. То есть не просто берут деньги ни за что, а как-то еще по-глупому сливают (или по-умному воруют, как вариант).
Известно также, что иногда выбор акций доверяют случайным животным. К сожалению, это делают обычно журналисты, а не профучастники рынка. Например, «кот бросает игрушечную мышь на бумажки с тикерами». Если животное «проигрывает рынку», я думаю, об этом особо не пишут – не о чем, скучно. Но если «кот обыграл профессиональных инвесторов», то это супер-прикол для финансовых СМИ. И для не особо финансовых тоже.
В среднем, полагаю, животные играют на уровне бенчмарка, плюс-минус случайность.
А фонды они в среднем обыгрывают, кто бы спорил. Не воруют, не испытывают глупых эмоций, и значительно дешевле в своем содержании.
Почти десять лет назад. Работаю в СМИ. Делаю заказную статью с директором местной брокерки. У меня было условие – пишу заказные статьи не чаще раза в месяц, все остальное время пишу чего хочу (если кто не в курсе, для журналиста это редкая, небывалая степень свободы). Но раз в месяц я делал это, называлось «Интервью номера», и стоило клиенту, кажется, 60 тысяч рублей. А когда никто не платил, мы делали ровно тоже самое даром.
Я тогда не очень понимал в теме – но уже имел биржевой счет. Посидели, поговорили. Мне понравилось. Собеседнику тоже – все утвердил. Но брокер оказался сильно вертикальной конторой, и текст должна визировать не местная женщина, шишка с центрального офиса.
Она звонит и скандалит. «Как вы могли это написать? У вас там игра на каждом шагу! Играть на бирже, выиграть на бирже – мы не играем! Мы работаем, зарабатываем, обеспечиваем своим клиентам доход».
Мастер-класс игры в рулетку. – Завтра для чемпиона. – Анатомия успеха: режем по живому.
------///------
Главная причина оптимистичной иллюзии у трейдеров и инвесторов – роль случайности, так что сначала о главном.
Доля случайности на финрынках выше, чем в любом виде спорта.
Именно это обстоятельство провоцирует ложные надежды. Оно же служит причиной разорения новичков и обогащения манипуляторов.
К новичкам и манипуляторам еще вернемся, нам пока важно, как случайность путает картину. Средний результат всех игроков стремится к нулю, но будут результаты, сильно отличные от нуля – как сильно хуже, так и сильно лучше. Про результаты, которые сильно хуже, никому не интересно – ни их авторам, ни зрителям. Первым нужен хлеб, вторым зрелище – «потерял половину капитала» ни первое, ни второе, поэтому выпадает из поля рассмотрения. Зато успешные истории любят рассказывать, и их любят слушать.