Когда в 1883 году Бруклинский мост был достроен и открыт, он стал крупнейшим сооружением в западном полушарии — его длина составила 1825 метров, что было в два раза длиннее любого подвесного моста, построенного до него.
Жители Нью-Йорка задавались резонным вопросом: «Надежен ли он? Не рухнет ли?»
Опасения людей были настолько сильными, что власти города попросили известного иллюзиониста Тейлора Барнума провести по мосту стадо слонов, чтобы все убедились в его прочности. Но сомнения все равно остались, и через неделю они вылились в трагедию.
Одна из женщин, переходивших по Бруклинскому мосту, споткнулась и упала с деревянной лестницы, которая служила переходным выходом. Другая женщина закричала от страха… затем кто-то закричал, что мост рушится.
Люди, охваченные паникой, бросились к выходу — через 15 секунд весь пролет моста превратился в океан человеческого хаоса. New York Times писала:
«Через мгновение узкая лестница была забита людьми, которые навалились один на другого. За несколько минут 12 человек были раздавлены насмерть, а 35 получили серьезные травмы».
Фонд Renaissance Technologies по праву считается лучшим в истории — его среднегодовая доходность превышает 60%, и за последние 30 лет он принес своим инвесторам более 100 миллиардов прибыли.
Многие люди пытались понять, как Джим Саймонс и его группа математиков, инженеров и программистов добивается таких результатов. Одним из таких людей был Грегори Цукерман — он не сумел раскрыть всех секретов, но слегка приоткрыл завесу тайны над этим закрытым фондом.
Как оказалось, некоторые принципы Renaissance будут актуальны и для частных инвесторов. Так чему же нас может научить человек, который разгадал рынок?
Будьте проще. Некоторые математические гении используют сразу несколько моделей — Саймонс же упростил задачу и построил свою стратегию на одной модели. Цукерман объясняет:
«Прелесть этого подхода заключалась в том, что объединив все свои торговые сигналы и требования в единую модель, Renaissance мог легко тестировать и добавлять новые сигналы, мгновенно определяя, превысит ли прибыль от потенциально новой стратегии ее затраты».
Коллеги! Прошлый выпуск историй вам понравился, и я решил продолжить эту субботнюю рубрику. Приятного вам чтения :)
Жена генерала Улисса Гранта Джулия испытывала неприязнь к жене Авраама Линкольна Мэри. Когда президент США предложил генералу сопроводить его и первую леди в театр, то Грант отшутился, что жена приказывает ему остаться дома и отказался от этого предложения. Спустя несколько часов Авраам Линкольн был застрелен.
Историки задаются вопросом, мог ли генерал с его боевым опытом защитить президента США от пули. А сам Грант писал в мемуарах, что если бы не неприязнь его жены, то история страны пошла бы совсем по другому сценарию.
Так устроен наш мир — иногда даже самые незначительные события могут привести к серьезным последствиям.
*****
В начале своей карьеры стальной магнат Эндрю Карнеги сел на поезд, чтобы развести пачку чеков работникам своих предприятий, расположенных на расстоянии друг от друга. Он ехал на открытой платформе, и из-за резкого толчка вся пачка вылетела у него из рук и приземлилась где-то рядом с рекой. Поезд поехал дальше и все бумаги были утеряны...
Джесси Ливермора по праву считают главным спекулянтом в истории Уолл-стрит — он стал профессиональным трейдером еще до того, как большинство людей узнало, что это такое.
Обвал фондового рынка в октябре 1929 года сделал Ливермора знаменитым и позволил ему вписать свое имя в историю — в отличие от других инвесторов, он сумел заработать на этом падении, и к тридцати годам его капитал составлял более 100 миллионов долларов.
Однако первым крупным спекулянтом в истории Уолл-стрит был Джейкоб Литтл — будучи рыночным пессимистом, он почти всегда делал ставку на падение рынка, за что в дальнейшем и получил свое прозвище «Большой Медведь».
В период 1830-1840-х годов Литтл сумел стать одним из богатейших людей Америки — он был на вершине финансового мира, и одно его слово было способно обрушить фондовый рынок и вызвать на нем настоящую панику.
Но ничего не длится вечно, и в следующие 15 лет «Большой Медведь» целых девять раз терял свое состояние и каким-то чудом возвращал его обратно. В 1857 году Литтл в очередной раз остался без гроша в кармане, однако в этот раз удача отвернулась от него — его капитал был потерян навсегда.
За прошедшее столетие медицина шагнула далеко вперед — вакцинация и новые виды лекарств привели к тому, что смертность от инфекционных заболеваний в развитых странах снизилась на 92%.
Человечество настолько преуспело в предотвращении эпидемий, что совершенно позабыло о том, насколько опасными они могут быть. Именно в этом и заключается ирония спокойных времен — из-за них мы становимся расслабленными и игнорируем возможные угрозы.
При этом врачи предупреждали, что рано или поздно эпидемии вернутся, но люди видели их лишь в учебниках истории или в беднейших странах Африки. Трудно убедить человека, что он находится в опасности, если причина этой опасности давно устранена прививками и антибиотиками.
И вот в 2020 году пандемия вернулась из небытия, и мы оказались к ней не готовы… Если бы вспышка коронавируса произошла столетие назад, то наше отношение к ней было бы совсем другое — в то время люди постоянно сталкивались с инфекциями и понимали их опасность.
И хотя в 1920 году люди еще не знали, как выглядит вирус под микроскопом, рекомендация «надевайте маску и держитесь на расстоянии» не была для них пустым звуком. Сейчас же мы знаем о вирусах намного больше, но наша расслабленность обернулась нам дорогой ценой.
Более 20 лет назад американский журнал Barron's опубликовал статью, в которой ставилась под сомнение бизнес-модель компании Amazon:
«К несчастью для Безоса, Amazon сейчас вступает в стадию, когда инвесторы будут менее склонны полагаться на его харизму и будут более требовательны к ответам на сложные вопросы. Например, когда его компания действительно начнет получать прибыль?
Или как Amazon одержит победу над множеством новых конкурентов, которые обладают бездонными карманами и новейшими технологиями?»
Этот отрывок кажется нам забавным, потому что у нас есть преимущество ретроспективного анализа. Все мы знаем, чем закончилась эта история:
«Общая прибыль акций Amazon с момента публикации статьи составила 4606%, а средняя годовая — около 21,1%. Это в четыре раза больше, чем доходность S&P 500».
После такой убедительной статистики можно лишь посмеяться над экспертами Barron's, которые умудрились так ошибиться со своими прогнозами. Однако не спешите делать поспешных выводов, ведь нашей картине не хватает еще пары интересных штрихов.
Каждый эксперимент, в котором огненного муравья сталкивали с лесным, заканчивался одинаково — он оказывался сильнее и съедал своего поверженного собрата.
И поскольку колонии огненных муравьев примерно в сто раз крупнее, чем колонии лесных, то в дикой природе у последних не должно быть никаких шансов. Однако натуралист Эдвард Уилсон обнаружил, что оба этих вида обитают в непосредственной близости друг от друга, при этом лесные муравьи чувствуют себя вполне комфортно. Так как же им это удалось?
Все дело в их уникальной стратегии: в отличие от других своих сородичей, лесные муравьи делятся на два класса — обыкновенных рабочих и «солдат» с острыми и мощными челюстями. Последние составляют всего около 10% от общей популяции и большую часть времени проводят без дела, пока не заметят огненного муравья.
Заметив врага, они переходят в режим «убийцы» и разрывают в клочья каждого, кто представляет угрозу всей колонии. После этого они еще несколько часов патрулируют местность и уничтожают любого красного муравья в своей зоне видимости.
Канадский актер Норм Макдональд был известен не только своими комедийными выступлениями, но и своим пристрастием к азартным играм. Вот что он писал в своей биографии:
«Это правда, что я несколько раз проигрывал все — мне просто не везло. Но я понимал, что у меня еще будет шанс отыграться. Если вы сидите за столом и бросаете кости, то нет смысла осторожничать.
Вы должны взять все свои фишки и поставить их на двойную шестерку, а потом наблюдать, как все взгляды устремляются на вас и на те красные кубики, которые исполняют дикий танец и останавливают время… Однажды мне точно повезет!»
Из-за этой склонности к риску Норм Макдональд несколько раз терял все свои деньги, но именно эта азартность и позволила ему стать знаменитым — он сделал ставку и победил в игре, где шансы на успех намного ниже, чем в покере или рулетке.
Некоторые люди всю свою жизнь мечутся между успехами и провалами — взять, к примеру, легендарного трейдера Джесси Ливермора, который много раз терял и потом вновь восстанавливал свое состояние.
После терактов 11 сентября число авиаперелетов в США резко сократилось — это неудивительно, ведь страшные ролики с горящими небоскребами врезались людям в память.
Однако перемещаться по стране американцы не перестали — они просто пересели на автомобили, в результате чего количество автомобильных миль в 2002 году выросло на 5%. При этом наибольший рост показали поездки по сельским дорогам, которые никогда не отличались качеством покрытия и безопасностью.
И такая пересадка стала большой проблемой, потому что поездки на автомобиле гораздо опаснее полетов — по данным Министерства транспорта, за две недели в автомобильных авариях погибает больше американцев, чем погибло во всех авиакатастрофах за последние 27 лет.
В 2004 году немецкий ученый Герд Гигеренцер исследовал этот вопрос и сделал следующий вывод: «За два года число американцев, погибших на дорогах, избегая риска полетов, превысило общее количество жертв на четырех смертельных рейсах 11 сентября 2001 года».