Блог им. MihailVlasenko
В 1893 году в Чикаго открылась Всемирная выставка — несмотря на бушующий кризис, за полгода эту ярмарку посетило более 27 миллионов человек.
Людей привлекали различные аттракционы, в том числе и первое в мире колесо обозрение — его конструкция была просто огромной, а в его 36 «лодочек» одновременно помещались более 2000 человек!
Кларк Стэнли тоже работал на этой выставке — его стенд размещался вдали от основных дорог, но при этом у него всегда было много зрителей. Этот предприимчивый мужчина опускал змей в кипящую воду, после чего собирал их жир и делал чудесный эликсир.
Его лекарство называлось Мазью из Змеиного масла — оно якобы помогало от ревматизма, ишиаса, невралгии, болей в спине, отеков и многого другого. По словам Стэнли, секрет этой мази он узнал от одного индейского шамана, что окутало его «лекарство» красивой легендой.
Кларк Стэнли стал одним из первых, кто осознал чудесную силу рекламы — его собственное изображение стало логотипом, а слоган на афишах гласил: «Чудесный состав уничтожит любую неприятную боль».
Понятное дело, что это была простая уловка — никакими супер-свойствами мазь не обладала, ведь это был обыкновенный змеиный жир. Медицина в то время была примитивной, и люди охотно верили проходимцам и покупали их «чудесные» средства.
Сегодня реклама все так же обманывает людей, заставляя их верить в красивые и диковинные истории. Тим Ву в своих «Торговцах вниманием» раскрывает причины такого доверия:
«При всем нашем светском рационализме и технологических достижениях, мы все равно поддаемся очарованию магического мышления, ведь это заложено в нашей психике. Мы лишь ждем, когда рекламодатель пробудит это чувство».
В какой-то момент реклама добралась и до фондового рынка — нам стали рассказывать о том, что те или иные акции вот-вот озолотят своих владельцев. При этом рекламщики легко манипулируют фактами — например, уже в 2018 году Amazon назвали компанией стоимости:
«Стоимость одной акции Amazon в 70 раз превышает предполагаемую будущую прибыль компании. Инвесторы готовы платить гораздо больше за каждый доллар ее прибыли, чем за акции Microsoft, Apple, Facebook и Alphabet. Поэтому ее соотношение P/E в четыре раза выше, чем у индекса S&P 500.
Даже при такой оценке 51 из 52 аналитиков, опрошенных Bloomberg, рекомендует держать эти акции, а 48 из них дают рекомендацию «покупать». По их мнению, с учетом будущего роста Amazon является акцией стоимости по скромной цене».
Рекламщики прекрасно понимают человеческую природу — они «изобрели» поведенческую экономику еще до того, как психологи Канеман и Тверски вывели ее основы. Так что в некоторых вещах они знают нас лучше, чем мы сами себя знаем.
Их работа состоит в том, чтобы очаровать нас красивыми и яркими историями — помните об этом и не поддавайтесь, особенно в случае с различными IPO.
Ведь сказочные прибыли бывают только на картинках :)
*****
Еще больше историй вы найдете на канале Финансовый Механизм