За месяц рынок акций показал мощнейший рост: около 25% от дна. Я считаю, этим ростом можно пользоваться для фиксации прибыли.
Впереди негативный с точки зрения прибылей период, и этому способствует ряд факторов:
1. Пока рубль не ослабнет до 70-80 руб., экспортеры будут работать с низкой рентабельностью.
2. С декабря и февраля вступают в силу санкции на экспорт нефти и нефтепродуктов, в том числе потолок цен на нефть. Будет понятно, насколько большую долю поставок берет на себя теневой флот (на этой неделе мы разберем эту тему поподробнее). А от доходов нефтяного сектора зависит значительная часть как бюджета, так и индекса Мосбиржи.
3. Дефицитный бюджет уже стал причиной появления предложений о повышении налогов в разных отраслях (нефть и газ, удобрения). Чем больше и дольше будет дефицит, тем выше риск сокращения налоговых льгот или введения новых налогов, что может ударить по прибылям публичных компаний.
В условиях ожидаемого нами постепенного ослабления рубля до 80 в течение двух кварталов, а также внедрения всех предложенных инициатив по повышению налогов у большинства публичных компаний денежный поток к текущим ценам (FCF yield) будет ниже 7% по итогам 2023 года. В таких условиях они не смогут платить большие дивиденды / совершать сделки по обратному выкупу акций и не привлекательны для покупки по текущим ценам.
На днях мы делились с вами размышлениями по поводу расписок. В том числе говорили о том, что для решения проблемы компании могут пойти на смену юрисдикции, то есть переезд материнской компании в Россию (или разделение бизнеса, если есть иностранное и российское подразделения). В таком случае держатели расписок в России смогут конвертировать расписки в акции, но уже российской компании.
Давайте пофантазируем, как это может быть на примере компании Fix Price. Предположим, мы покупаем акции компании сейчас с расчетом на то, что в течение нескольких лет она сменит юрисдикцию и начнет платить дивиденды, а мы в свою очередь получим за каждую свою расписку акцию (в соотношении 1:1).
Мы с вами не просто так выбрали Fix Price. Компания имеет сильную финансовую позицию и выигрывает в текущей ситуации.
Когда покупательская способность населения снижается, магазины низких фиксированных цен становятся еще актуальнее: LFL продажи компании уже третий квартал подряд демонстрируют двузначные темпы роста (в 3 кв. рост составил 11% г/г).
Лукойл владеет НПЗ в Европе (три завода ― в Италии, Румынии, Болгарии и 45%-ная доля в НПЗ в Нидерландах), на которых перерабатывается 18,5 млн тонн нефти (31,6% от общего объема нефтепереработки компании). Мы считаем, что есть большая вероятность того, что европейские НПЗ Лукойла будут изъяты.
Данные заводы находятся в недружественных странах. Поэтому если геополитический фон будет обостряться, то высока вероятность изъятия данных активов.
ЕС планирует отказаться от российской нефти и нефтепродуктов. При этом если страны Евросоюза конфискуют российские НПЗ, они смогут получать нефтепродукты, производимые на них из нероссийской нефти.
У другой российской компании, которая владела существенными мощностями НПЗ в Европе, Роснефти, активы уже конфисковали. Роснефти принадлежало три НПЗ в Германии суммарной мощностью переработки нефти до 12,8 млн т в год, что соответствует более 12% мощностей этой европейской страны. Германия забрала заводы в доверительное управление на полгода, объяснив свое решение угрозой безопасности энергоснабжения. Через полгода НПЗ могут быть национализированы ФРГ.
НЛМК владеет иностранными заводами в Европе и Америке общей производительностью 2,5-3 млн т. в год или долей в размере ~14-17% от общего производства. Мы считаем, что существует большая вероятность продажи иностранных активов НЛМК.
Данные заводы находятся в недружественных странах (Америка, Дания, Бельгия), поэтому, если геополитический фон будет обостряться, высока вероятность изъятия этих активов.
Кроме этого, другие крупные европейские металлурги (например, Arcelormittal) пытаются любыми способами пролоббировать запрет на поставку российских слябов в Европу. Санкции на российские слябы должны вступить в силу в октябре 2024 г. Без поставки этой металлопродукции иностранные заводы НЛМК, по словам компании, не смогут нормально функционировать. Поэтому логично задуматься о продаже данных активов до начала действия санкций.
Также среди отечественных металлургов сложился устойчивый тренд на избавление от зарубежных активов. ТМК в марте 2019 г. продала американское подразделение за $1,2 млрд (~7 EBITDA 2018 г.)., в которое входило 10 американских и 2 канадских завода. В августе этого года ЕВРАЗ запустил процесс продажи активов североамериканского подразделения. Предварительно стоимость сделки оценивают в $700 млн или ~2,2 EBITDA 2021 г. При этом компания находится под санкциями Великобритании, а значит, цена продажи может быть значительно ниже справедливой стоимости.
На наш взгляд, Coca-Cola продолжает оставаться переоцененной компанией. Мы считаем, что рост будущих финансовых результатов сильно ограничен, на среднесрочном горизонте Coca-Cola будет испытывать стандартные для сектора проблемы с инфляцией и потребительской активностью, а дивидендной доходности, которую компания может предложить акционерам, недостаточно для повышения целевой цены.
В сегодняшней статье мы поговорим о том, что:
Сильные результаты за 2 кв. 2022 года, но есть негативные индикаторы
2 кв. 2022 года был достаточно хорошим для бизнеса Coca-Cola – компания отчиталась о выручке и EPS, которые были выше консенсус-прогноза аналитиков. Менеджмент поднял свои ожидания по операционным результатам за 2022 год и отметил, что сейчас компания не испытывает серьезных проблем.
Стоимость «черного золота» марок Brent и WTI вот уже более полугода устойчиво находится выше $90 за баррель, что позволяет нефтедобытчикам зарабатывать рекордные прибыли. Мы считаем, что акции нефтяных компаний практически полностью отыграли ралли в нефти. Однако мы думаем, что нефтесервисные компании перехватят свою альфу от добытчиков, так как это ставка на долгосрочный тренд. Несмотря на то, что мировая экономика может спуститься в рецессию в 4 кв. 2022 г. – 1 кв. 2023 г., а стоимость нефти, по нашим прогнозам, опустится до $77, это все еще выше точки безубыточности нефтедобытчиков. В связи с этим мы решили разобраться, что ожидать от нефтесервисной отрасли и на кого можно сделать ставку.
В статье мы расскажем, что:
В прошлом месяце мы выпускали заметку о том, как обстоят дела с доходами и расходами населения — давайте посмотрим, как изменилась ситуация.
Расходы на продовольствие в июле продолжали расти двухзначными темпами г/г, при этом темпы роста замедлились м/м, что отражает дефляционный тренд. В среднем рост расходов на продовольственные товары в июле составил 15.3% г/г против роста на 17.4% г/г в июне. Инфляция на конец июля в годовом выражении составила 15.3% против 15.9% в июне и 17.1% в мае.
Потребление товаров не первой необходимости по-прежнему остается сдержанным. Расходы на непродовольственные товары в последнюю неделю июля вернулись к отрицательной динамике (-5% г/г против +0.4% г/г в среднем за июль и -2.8% г/г в среднем за июнь). В среднем за июль расходы на бытовую технику и электронику снизились на 19% против снижения на 20% в июне, а на одежду и обувь – на 37% г/г против снижения на 35% г/г в июне.