Краткий итог года можно выразить таким выражением: «Это тот самый случай, когда результат хороший с позиции инвестиционной теории, но не интересный с позиции инвестора». Общий результат портфеля всего 0,66% годовых при волатильности 1,15%, соответственно коэффициент Шарпа — минус 0,9 (все расчеты сделаны в рублях). Отсюда и вывод, почему результат неинтересный с позиции инвестора.
А теперь подробности, почему результат хороший с позиции инвестиционной теории и разбор ожиданий, которые не оправдались.
В 2021 году я ожидал существенную коррекцию на рынке США, а как следствие коррекцию и рынка РФ, поэтому я держался подальше от инвестиций в рискованные активы – они же акции.
Расчеты по итогам 2020 года показывали, что ожидаемая доходность по надежным облигациям в России может составить 7,1% годовых при волатильности 7,7% (фонд SBGB), по акциям широкого рынка 14,8% и 23,1% соответственно (фонд SBMX), корреляция между этими фондами была 0,58. При таких входных данных и в целом ситуации на мировых рынках, мне не хотелось идти на большой риск в своем портфеле, который я лично люблю измерять показателем VAR. Для себя на 2021 я определил, что с 95% доверительным интервалом я хотел бы иметь VAR не более 10%. А это значит, что я накладывал жесткое ограничение на свой портфель по волатильности в 6,1%, и мой бенчмарк на 2021 год превращался в фонд SBGB (78% доля) разбавленный краткосрочными ОФЗ с безрисковой доходностью в 4.18% (22% доля). Ожидаемая доходность бенчмарка таким образом выходила на уровень 6,5%.
Вчера я дописал третью статью из серии «Массовый обыватель…» Цикл получился живой, а самое главное показательный. Конечно, те кто прочитал вдумчиво, обратил внимание, что речь идет не о всех людях, которые пришли на рынок, а только об одном типе. В абсолютных значениях таких людей становится все больше, так как инвесторов и трейдеров на рынке тоже становится больше. Относительная же их величина небольшая. Думаю, что-то в районе 1% — 2%. Посты оказались хороши еще тем, что они выявляли среди моих подписчиков этих самых обывателей-солнце, так я окрестил этот тип в своих статьях. Несомненно, моя оценка не была примитивной и бинарной, к который тяготеет этот типаж, не простое «согласен/несогласен». Очень важно качество ответа/комментария и его изложение. Но уверен, если кому будет интересно он сможет определить этих людей.
К во всем этим статьям стоит добавить следующее. Обыватели-солнце любят давать советы. И даже не давать, а навязывать их. Нет ничего полезного в советах, от таких людей, тем более когда вы о них не просили. Большинство советов откровенный хлам и банальщина, однако, они считают, что таки образом демонстрируют свою проницательность. А про язык и хамство вообще писать не имеет смысла.
Как я рассказал в предыдущих постах, вместе с массовым обыватель всегда приходит обыватель, который мнит себя «Солнцем» или «центром вселенной», и который любит демонстрировать свое невежество разным образом, не любит читать и не любит учиться.
Теперь же я расскажу ещё об одном аспекте, обывателя-солнца, который кажется разумным на поверхности, но на самом деле это поверхностное суждение и непонимание сути многих непростых процессов.
Обыватель-солнце любит требовать доказательств! С одной стороны, это разумное требование, иначе как проверить квалификацию. С другой – обыватель-солнце не умеет правильно интерпретировать те доказательства, которые ему были предоставлены или могут быть предоставлены. Например, понадобился адвокат, обыватель обращается к нему за квалифицированной помощью. Он спрашивает, сколько дел выиграл и проиграл последний, а тот ему отвечает что примерно 60 на 40. Обывателю это соотношение может показаться слабым, и он может сделать ложный вывод о квалификации, откажется от услуг этого адвоката, найдя того, который имеет соотношение 75/25. Но любой профессионал скажет, дело не только в соотношениях, очень многое, зависит от того — какие дела вел первый адвокат, а какие второй. Сложность дел, тяжесть преступлений, доказательная база и многое-многое другое играют существенную роль. Вполне возможно, что те 40 проигрышей были с точки зрения адвокатской практики настоящими победами, и его подзащитные получили наименьшее возможные сроки, суммы и т.п. В то время как у второго, 25 проигрышей были самыми что ни на есть факапами, а 75 дел просто оказались посредственными. Если же мы возьмем другой пример, например стоматолога, то люди склонны довериться простой рекомендации друзей, знакомых. Никому в голову не приходит устроить проверку сколько зубов было выдрано, сколько вставлено, сколько залечено, и сколько раз клиентам приходилось обращаться повторно или к другим врачам, чтобы переделать отвратительную работу. Однако, в инвестициях каждый обыватель-солнце читал на форумах, что нужно спросить стейтмент (результат инвестиций) в качестве подтверждения, а ещё лучше аудированные результаты работы и это будет доказательством квалификации человека.
В прошлом посте я рассказал о массовом обывателе, который стройными рядами идет на рынок, и том его частном виде, который непросто идет, но и мнит себя «Солнцем» или «центром вселенной». Обычно в его багаже знаний в лучшем случае пара посредственных книг и бесплатные курсы (в худшем книги о том, как стать миллионером, вообще никаких знаний и просто непомерная мотивация (модное нынче слово)). Конечно, это непросто катастрофически мало, это – ни о чем!
Я пришел на рынок в 2002 и два года я был именно таким, о котором написал абзацем выше. Через два года я понял, что так я долго не проживу (это я сейчас понимаю, что мне еще повезло столько продержаться, обычно всё куда как быстрее). Рынок вырос в два раза, а у меня ноль прироста, и куча потраченного времени на дейтрейдинг. Но так как я любил учиться, и эта сфера мне была крайне интересна, я засел за настоящие учебники. И тогда этот мир для меня открылся совсем с другой стороны. Дальше, я учился постоянно, пробовал и моделировал новые идеи, рабочие воплощал в жизнь. Но также часто приходилось воплощать в жизнь те, которые и нельзя была смоделировать по объективным основаниям. Самое важное что я усвоил, что называется на уровне рефлекса (и что нам всем хорошо известно еще с детства), можно процитировать четверостишие Омара Хайяма:
Елена Чиркова в очередной раз порадовала своей книгой «Стоимостное инвестирование в лицах и принципах». К сожалению, не смог прочесть в один присест, так как последние два месяца выдались напряженными в работе, но уверен, что в других обстоятельствах, у меня ушло бы на нее не больше двух дней.
Как всегда, книга обстоятельна несмотря на то, что весьма короткая. Но я именно так люблю, когда нет лишней воды и все по делу. В каждой главе есть интересные зерна знаний. Масса различных исследований и сравнений. Для тех, кто умеет учиться, найдется немало полезных практических примеров и описаний онлайн средств для анализа, доступных каждому и с любым капиталом.
Очень импонирует подход Елены при работе с мультипликаторами, сам пользуюсь ими очень в схожем ключе. Прекрасно показано, что подбор акций в портфель на простом принципе «купи дешево, потому что P/E и/или P/B низкий» — это путь в никуда. Нужно смотреть глубже, понимать, что стоит за этими значениями, как и вообще понимать, какой P/E считать и как.
Темы, которые поднимаются в книге:
Когда строишь портфель, всегда интересно посмотреть, какие у него получаются показатели. Самой известной методикой, несомненно, можно считать — подход Марковица. Она прекрасна описана во многих учебниках, и по ней существует масса программ, которые позволяют легко посчитать параметры портфеля. Большинство текущих робоэдвайзеров построены именно на этом подходе. Остается только вопрос, какие активы «подпихнуть» машине, и какие ограничения выставить при оптимизации.
Основной проблемой при работе с Марковцем является нестабильность во времени показателей волатильности, ожидаемой доходности и корреляций. Всегда встает вопрос, сколько необходимо взять значений для расчетов, за какой период и т.п. Модель очень чувствительна к этим вводным, и результаты могут быть очень различны.
Если посмотреть на pic.1, где по оси Х отложена волатильность, а по оси Y — ожидаемая доходность, то каждая точка будет соответствовать одному году для индексов MCFTR, RGBITR и портфеля МСFTR/RGBITR c распределением 50/50. На нем очень хорошо виден разборс значений от года к году. Математическая статистика нас учит тому, что необходимо брать как можно больше значений, и тем самым мы получим более точные оценки ожидаемой доходности, и волатильности. Но все это может неплохо работать на очень длительных горизонтах. По-моему опыту – в лучшем случае лет 15, а так около 25. Но что, если наш горизонт короче?
Бывает очень полезно искать локальные экстремумы. С точки зрения математического моделирования на ценовых рядах, это не такая тривиальная задача. Я пробовал разные методы, и на удивление, весьма неплохими оказались достаточно известные всем — фракталы Вильямса. Те самые которые ищут максимум или минимум цен среди N+1 значений по простому условию –центральное из них было выше, или ниже тех, которое идут до неё, и после. Особенно хорошо фракталам удается находить такие экстремумы на больших временных интервалах и с большим количеством N (График 1, Фаркталы Вильямса N=30 Days)
Однако, самый большой недостаток фракталов Вильямса, это скорость их появления. То есть существенное запаздывание появление, что делает их абсолютно непригодным с точки зрения проведения хоть каких-нибудь значимых динамических исследований. Они прекрасно отображают историю, но и только. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что и в ТА его редко используют. Помнится в 2017 году мы с другом написали робота, который должен был торговать от уровней, которые показывал последний известный фрактал (График 2. Пример построения фрактального уровня).