Последнее время на рынке стало появляться все больше новых эмитентов, в том числе совсем молодых. Небольшие и начинающие компании интересны потому, что в них часто заложен мощный потенциал роста. Разберемся, где он выше.
Как оценить молодой бизнес
Есть разные подходы к оценке компаний, у которых еще нет истории отчетов или она совсем короткая. Используем один из методов, который применяют на рынке стартапов — так называемое «Правило 40» (Rule 40).
Смысл его в следующем. На раннем жизненном цикле у нового бизнеса чистой прибыли просто нет, или она нестабильна, поэтому судить об успехах можно в основном по росту выручки. Чем темпы выше, тем лучше.
С другой стороны, рост в объемах не гарантирует, что компания и ее акционеры хорошо заработают. Нужна высокая рентабельность или хотя бы рост маржи. А для их прокачки нужно потратить часть выручки.
Рост продаж снижает маржинальность и наоборот. В итоге молодым компаниям приходится выбирать: либо выручка, либо маржа, либо какая-то оптимальная комбинация из них. Одни сильнее в первой, другие во второй.
Отсюда и появился метод оценки по сумме двух метрик. Инвесторы просто складывают темпы роста выручки (в процентах) с маржой по прибыли. Если сумма больше 40%, то компания интересна, если нет — то пока брать не стоит.
Список молодых и перспективных
Для сравнения возьмем компании, которые провели эмиссию за последние три года: первичную (IPO), вторичную (SPO) или другие формы размещения акций (прямой листинг, вывод расписок на Мосбиржу и т.д.).
Если брать период 2021–2023 гг., то в сумме таких компаний набирается 17 штук. По понятным причинам СПБ Биржа из списка удалена. Несмотря на сильные финансовые показатели в прошлом, оценить перспективы ее бизнеса сейчас невозможно.
Из оставшихся 16 новичков, строго говоря, не все годятся для оценки по правилу 40 — лучше брать только IT-компании. Однако для полноты картины будем смотреть всех, включая добычу и розницу (Южуралзолото, Henderson, FixPrice).
У кого сейчас высокий потенциал
Метод не дает ответа на вопрос, какими темпами будет расти бизнес и где точка входа в акцию. У компаний разные бизнес-модели и динамика. Но метод позволяет отметить те, которые максимально «заряжены» на рост.
Все, у кого сумма двух метрик выше 40, стоит рассмотреть к покупке в первую очередь. Но перед этим стоит взглянуть и на другие показатели: динамику прибыли, долга, клиентской базы, размер инвестиционной программы.
По итогам скоринга набирается восемь бумаг интересных с точки зрения высокого потенциала. Прежде всего это Группа Астра, ВУШ и ЦИАН. Их двух- и даже трехзначные темпы роста выручки подкрепляются широкой двузначной маржой.
Остальные пять фишек, выделенных зеленым, имеют не такие мощные метрики, но тоже интересны. Так, ЕвроТранс и КарМани показывают внушительную — более 30% год к году — динамику продаж и в сумме с маржой легко перешагивают порог в 50%.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией