Блог им. InvestHero
По данным Sberindex, в апреле и в первую неделю мая расходы потребителей на товары и услуги показывают двухзначный рост в годовом выражении. Играет роль высокая база прошлого года или потребительский спрос постепенно восстанавливается — давайте разбираться.
Ритейлеры представили ожидаемо слабые результаты за 1 кв. 2023 г.
В предыдущем обзоре потребительского сектора я отмечала, что в 2023 году результаты ритейлеров уже не будут такими сильными, как в прошлом. Данные за 1 кв. подтвердили это предположение: сдержанный потребительский спрос выражался в виде ухудшения динамики LFL-продаж и снижения валовой рентабельности.
В более выигрышном положении находятся ритейлеры с актуальными форматами магазинов (у дома, дискаунтеры). Сопоставимые продажи X5 Retail в 1 кв. 2023 г. выросли на 6,5% г/г, в то время как LFL-продажи «Ленты» (основной формат – гипермаркеты) снизились на 5,6% г/г.
В 1 кв. 2023 г. представители крупных ритейлеров не отмечали каких-либо значимых улучшений в потребительском спросе по сравнению с 4 кв. 2022 г. Данных о том, изменилась ли ситуация в апреле, у нас пока нет.
Расходы на товары и услуги в апреле в реальном выражении были на докризисном уровне
По данным Sberindex, в реальном выражении расходы на товары и услуги в апреле выросли на 6% г/г против отрицательного значения в марте -2,4% г/г. В первую неделю мая этот рост ускорился до 9,2% г/г.
С учетом низкой базы прошлого года более репрезентативным будет взять в качестве базы для сравнения докризисный 2021 год: расходы на товары и услуги (в реальном выражении) в апреле 2023 года демонстрируют небольшое улучшение по сравнению с уровнем 2021 года (+1%). При этом, по нашим расчетам, в марте прирост расходов на товары и услуги относительно уровня 2021 года был выше (+3,8%).
Положительная динамика общих расходов в апреле в значительной мере обусловлена ростом расходов на услуги (10% к уровню 2021 года), в то время как расходы на непродовольственные товары в реальном выражении все ещё ниже уровня 2021 года (-7%).
Рассмотрим, как обстоят дела с расходами потребителей на дорогие товары не первой необходимости. Расходы на бытовую технику и электронику в апреле показали прирост на 5% г/г. При этом они снизились на 16% в номинальном выражении к уровню 2021 года и на 36% в реальном выражении, по нашей оценке. Динамика хуже марта, когда в реальном выражении расходы на БТиЭ снизились на 21% относительно уровня 2021 года, но лучше февраля, когда снижение к уровню 2021 года в реальном выражении составляло 45%. Расходы у автодилеров и на автозапчасти, по данным Sberindex, в апреле росли на 4% относительно уровня 2021 года в реальном выражении и на 30% ― в номинальном. Расходы на одежду и обувь, по данным Sberindex, в апреле снизились на 16% к уровню 2021 года в номинальном выражении и на 35% ― в реальном.
Итак, мы видим признаки улучшения потребительского спроса, при этом потребитель все еще сдержан и избирателен в покупках.
Что происходит с доходами и сбережениями населения
Доходы россиян показывают слабую динамику
Доходы россиян в номинальном выражении в 1 кв. 2023 г. выросли на 8,7% г/г против прироста на 13% г/г в 4 кв. 2022 г. В реальном выражении прирост доходов в 1 кв. 2023 г. составил 0,1% г/г.
В 2022 г. реальные доходы населения упали на 1,5% г/г. Снижение реальных доходов в 1 кв. 2022 г., который используется в качестве базы для сравнения с 1 кв. 2023 г., составило 0,7% г/г.
Таким образом, доходы населения в реальном выражении в 1 кв. 2023 г. демонстрировали слабую динамику роста г/г и снижение на 0,6% к уровню 1 кв. 2021 г.
Замедление роста депозитов и ускорение роста кредитов — признаки восстановления потребительского спроса
Потребительское кредитование в марте показало наибольший прирост с августа 2022 года, увеличившись на 1,4% м/м, что соответствует средним темпам прироста в рекордном 2021 году (~1,5% м/м). За тот же период приток депозитов населения замедлился до 0,7% м/м против прироста на 2% м/м в феврале.
Напомним, в 2022 году на фоне экономической нестабильности и неопределённости россияне начали больше сберегать. Соответственно, уход населения от сберегательной модели потребления будет поддерживать рост потребительского спроса. Поэтому важно следить за динамикой депозитов населения (данных за апрель пока нет).
Сохраняется тенденция к переходу на более дешевые марки и товары по акции
Пока сохраняется неопределённость и потребитель сдержан в расходах, наблюдается общая тенденция в разных категориях товаров к переходу на более дешевые марки и товары по акции. Бенефициары в этой ситуации среди непродовольственных игроков —это маркетплейсы (среди публичных — Ozon), которые показывают значительный рост продаж, несмотря на то, что в общем оборот розничной торговли падает. Преимущество крупнейших маркетплейсов заключается в том, что они предлагают потребителю широкий выбор товаров по более выгодным ценам, чем в оффлайн-магазинах.
Светлана Дубровина, Senior Analyst
одежду тож не знаю теперь где покупать.
если ещё жив декатлон, надо за самокатом новым сходить…