В январе 2021 года индекс S&P500 потерял 6%, нагруженный технологическими компаниями индекс Nasdaq снизился на 10%. Из ключевых ETF лишь фонд на нефтегазовый сектор США (XLE) показал рост на 15%. Есть ли этому объяснение?
На рынке меняются настроения о денежной политике в США. Эпоха дешёвых вертолетных денег похоже подходит к завершению. Если в прошлом году ФРС уверяла, что инфляция временная и почти никто не ждал повышения ставок, то в последние несколько месяцев все поменялось. Аналитики прогнозируют уже 4 повышения ставки, при этом в марте увеличение может составить сразу 0,5%.
Рынок акций должен адаптироваться к меняющимся макроусловиям. Более высокие процентные ставки при прочих равных делают будущие денежные потоки компаний менее ценными и снижают стоимость акций. Эффект особенно негативен для технологического сектора. Именно акции «инновационных» компаний лидируют в распродаже.
Действия ФРС — не единственная причина смены настроений. Рост экономики подкреплялся отложенным спросом населения и пакетом стимулирующих мер от правительства на $2 трлн. Положительный импульс воздействия факторов на рынок акций будет постепенно угасать. Прибыль компаний может сократиться из-за замедления экономики и роста издержек.
Не забываем также, что в оценку рынка заложены сверхпозитивные ожидания роста. Традиционный индикатор дороговизны рынка CAPE Шиллера (сравнивает стоимость рынка к средней прибыли компаний за 10 лет) составляет 36x. Последний раз такого уровня показатель достигал во времена пузыря доткомов.
А нужно ли предпринимать какие-то шаги? Правильно составленная инвестиционная стратегия не предполагает, что вы должны постоянно угадывать тренды и точки разворота настроений. Имейте разные классы активов в портфеле (например, акции роста, дивидендные акции, облигации), риски и потенциал которых вы понимаете. Возможные изменения в режиме могут вести к тактическим изменениям в портфеле, без изменения глобальной стратегии.
Пример: в связи с ожидаемой сменой режима на рынке целевая доля технологического портфеля в рамках активной стратегии может быть снижена с 40% до 30%. Доля нефтегазовых и сырьевых компаний в дивидендном портфеле увеличена с 10% до 20%. Степень потенциальных изменений зависит от индивидуальной склонности инвестора к риску и правил базовой стратегии.
Инфографику делаю в Google Sheets и размещаю с комментаиями в Telegram, во Вконтакте