dr-mart

Как устроены этапы IPO у эмитента на примере СПб Биржи

Ходят слухи, что СПб Биржа собирается на IPO. Решил наконец детально разобраться, как устроены все процедуры. Спешу поделиться инфой.
Как устроены этапы IPO у эмитента на примере СПб Биржи
Что нам известно официально? 18 октября биржа выпустила пресс-релиз, в котором сообщила о собрании акционеров, которое состоится 18 ноября, заодно, заявив, что готовит IPO:
Как устроены этапы IPO у эмитента на примере СПб Биржи
В сообщении раскрытия говорится, что акционеры должны будут утвердить крупную сделку 
… предоставления членам совета директоров и ключевым должностным лицам ПАО «СПБ Биржа» гарантий возмещения расходов, издержек или ущерба в связи с исполнением ими должностных обязанностей.... 
… сделки, в совершении которой имеется заинтересованность: договора страхования ответственности членов совета директоров и ключевых должностных лиц ПАО «СПБ Биржа»....

Насколько я разобрался, это обязательная формальная процедура, которая связана с тем, что если компания собирается провести IPO, то у нее возникают дополнительные риски, а ответственность будут нести должностные лица компании. И чтобы перестраховаться от этих рисков, эта потенциальная ответственность на всякий случай страхуется. Вообще, по идее перед инвесторами ответственность несут банки-организаторы IPO, которые подписывают проспект, а вот эмитент уже несёт ответственность перед банками. Чтобы банки были спокойны, делается такая процедура. Если тут не прав, поправьте в комментариях.

ДЕНЬ Х



Но для нас это не особенно интересно, чистая формальность. Мне всегда было интересно, как по этапам происходит IPO и как распространяется информация в ходе IPO. Насколько я понял, официально IPO стартует с официального решения совета директоров о начале процедуры размещения. 

Назовём этот день ДЕНЬ X.

В этот день эмитент уже полностью готов к IPO. В этот день публикуется вся полная информация для инвесторов, главный источник информации для российских инвесторов — это проспект эмиссии (насколько я помню из Закона о Рынке Ценных Бумаг). Это документ как правило страниц на 200, который содержит всё, что должны знать инвесторы.

Самое интересное в том, что в момент проведения размещения представители компании принципиально не могут давать никакой информации, которой бы не содержалось бы в Проспекте ценных бумаг. Потому что считается, что это ставит инвесторов в неравное положение, а тот кто прочел проспект (меморандум), точно ничего не упустил из виду. Ходят слухи, что где-то в США как-то один топ-менеджер одной компании в процессе Road-show дал интервью где он рассказывал как он бухал и трахался в молодости, так юристы заставили компанию переписать проспект и включить полную цитату этого интервью в официальный документ для будущих инвесторов. 

Если в IPO предполагается участие нерезидентов, то публикуется аналогичный документ на английском языке Offering Memorandum. Есть некоторые трудности с соблюдением строгого американского законодательства, в неамериканских IPO не могут участвовать американские инвесторы, это регулирует так называемое правило Reg-S. Оно запрещает предлагать ценные бумаги американским инвесторам. Видимо в связи с этим связаны многочисленные оговорки в пресс-релизах:
Как устроены этапы IPO у эмитента на примере СПб Биржи
Однако Reg-S не запрещает участвовать, например, инвесторам из Европы из стран, где законодательство не протестует против участия своих граждан в иностранных размещениях. (В оговорке сверху указана Великобритания, вероятно там тоже какие-то свои правила).

Роудшоу



Итак, совет директоров дал сигнал к проведению IPO, с этого момента начинается основная суета. Начинается так называемый процесс Роудшоу (ROAD SHOW), когда менеджмент начинает общаться с потенциальными инвесторами. Как правило, это именно крупные институциональные инвесторы. Кто организует эти встречи? Инвест. банки — организаторы, которые подтягивают своих клиентов-инвесторов. Организаторы уже известны к дню Х и готовы приступить к работе.

День Х вообще очень важен, потому что именно в эту дату эмитент может объявить ценовой диапазон IPO и сразу открыть книгу заявок.
С этого момента брокеры могут предлагать своим клиентам участие в IPO путём подачи заявок. 

Букбилдинг — это название процедуры сбора заявок (формирование книги заявок, поэтому и называется book building).

Road Show и Букбилдинг заканчиваются в ДЕНЬ Y, когда сбор заявок прекращается на основании числа собранных заявок и цен определяется цена размещения акций на IPO

Насколько я понимаю, дата Y известна сразу. Обычно между X и Y проходит от 10 дней до 3 недель. Но, если заявок слишком много, книга может быть собрана и закрыта преждевременно. 

Окно для размещения


Весь этот период Y-X должен попасть в «окно размещения». 
Во-первых, все размещения обычно проходят осенью или весной, в периоды максимальной деловой активности на финансовых рынках.

Окно размещения должно попасть в благоприятный период на бирже, когда рынки не падают инвесторы не напуганы.

В США ещё есть законодательные рамки, когда можно проводить IPO, там есть какой-то период после публикации отчетности, в который надо успеть попасть.

Когда акции попадают на биржу после IPO?


Как правило, на следующий день после закрытия книги (т.е. ДЕНЬ Y+1).
Время появления бумаги на бирже точно не регламентировано. Дело в том, что эмитент должен провести аллокацию.

Например, СПб Биржа объявила что разместит акции на сумму $150 млн, а соберет заявок на $300 млн. Чьи заявки удовлетворить, а чьи отклонить? Окончательное решение об аллокации (кому сколько бумаги дать) принимает сам эмитент. Но естественно компания при этом советуется со своими консультантами — организаторами IPO. Так вот бумага начинает торговаться на бирже в день Y+1 именно после завершения процесса распределения. Это, например, может занять 2-3 часа после открытия торгов. 

Откуда появляются заявки напродажу (офера) в стакане после IPO?

Инвесторы, которые приняли участие в IPO могут сразу продавать бумагу в стакане после начала торгов, если конечно брокер не подведёт. 
Кроме того, продавать бумаги могут сразу и те инвесторы, кто давно сидит в бумаге, например взял ее на PRE-IPO.

Есть такое понятие ЛОКАП период. — это время, в течение которого существующие акционеры не могут продавать свои акции после IPO.
Так  вот это правило может касаться не всех акционеров, например, эмитент может решить, что локап касается только тех, кто владеет пакетом акций >1% уставного капитала. Эмитент также сам устанавливает период локапа, он может составлять, например 3 месяца после размещения.

Надеюсь, данная информация была вам интересна и полезна.
Потратил кучу времени, чтобы разобраться, поэтому надеюсь что вы меня наградите лайком❤️
Жду также ваших дополнений и комментариев, если я что-то напутал или упустил.
  • обсудить на форуме:
  • IPO
★24
32 комментария
Все, Тимофей забирает айфон!!!! 
Было интересно. Жаль на этом не заработать
avatar
Dur, да это даже не по теме конкурса пост.
Да, согласен, на этом не заработать.
Это чисто азбучные истины
Тимофей Мартынов, проблема в том, что 99% тех кто торгует на бирже слово ipo даже не слышало. А 70% населения не имеет представления о том, чем акция отличается от облигации.

А вот совокупное представление о бирже, разных ipo, spo и т.д. и т.п. позволяет более трезво смотреть (даже не на рынок), а на жизнь и возможность подзаработать. 
avatar
Dur, вы оптимист, 70%)) 
avatar
Тимофей Мартынов, эти «азбучные истины» я думаю не обязан знать каждый дворник или председатель правления колхоза. Но если это вызывает интерес разносторонний у человека, я полагаю, что это только должно вызывать уважение.
Хотя, может быть и быть другое, типа «сани» не твои и не лезь куда не просят.
Роман Бесходарный, здесь не важна профессия. 
Не важно, дворник ты или владелец ресторана… Любой хочет приумножить свое благосостояние. Становясь акционером, человек покупает часть предприятия. И, пожалуй, каждый должен иметь представление о путях приобретения акций (ну и рисках, которые с этим связаны). И вот ipo — это один из таких путей. Хотя и рискованный. Особенно если долгое время эти акции потом нельзя продать. Посмотрите что с OZON стало.
avatar
И отчёт Газпрома тоже примерно в день Х  
Совпадение?
avatar
официально IPO стартует с официального решения совета директоров
   до размещения никакого СД может и не существовать… Решение принимает орган управления по уставу, это может быть и единоличное решение единственного владельца.
но самое интересное не раскрыто… Это первые месяцы торгов после размещения...
 Биржи делают максимум, чтобы нельзя было прогнозировать динамику котировок независимо от того, как организованое первичное размещение… А главное, что схема с опционом для стабилизации дает возможность стабилизационному букраннеру в дальнейшем заключить договор с эмитентом на поддержание котировок и спокойно торговать с учетом пожеланий мажоритарных акционеров о продаже части своих пакетов. И схема с опционом позволяет создать очень большой лаг между моментом продажи пакета и моментом раскрытия информации о такой продаже. 

ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ  
Будет интересней когда СПБ биржа наших  не больших компаний будет проводить IPO делать. Создавать свой рынок !
Что если честно уже было в 1870-1890  ребят учите историю. 

 и да там большие риски, но и возможности на длинных горизонтах

А пока они просто передатки чужой движухи )
avatar
Skifan, согласен

мелкие на Мосбиржу не попадают из-за фильтра
С lock up периодом тема не раскрыта. У freedom finance ( а это по сути единственный легальный брокер в рф, кто даёт возможность участвовать в американских ipo) это период есть всегда и всегда составляет ровно 3 месяца. Реальные причины, зачем они так делают мне так и не ясны. Возможно, чтобы была возможность продать форварды с весьма существенной комиссией — 10-20%
avatar
Kingfisher, а что за форварды в данном случае, расскажите поподробнее, плз?
avatar

Не очень понятно о каком IPO идет речь? В Америке или России? Там же условия разные. И пока у СПБ IPO только в России. 

Было бы интересно почитать пост на тему, что нужно сделать Смартлабу, чтобы пойти на IPO, и нужно ли это делать?

avatar
Михаил П, ну в основном я про русское IPO
Тимофей Мартынов, ну тогда нужно говорить о том, что юрлицо, которое идет на IPO должно иметь определенный вид (ПАО), а указанные шаги подкреплять ссылками на ФЗ 208 об акционерных обществах или ФЗ 39 о рынке ценных бумаг, или хотя бы упомянуть, что такие законы есть и кроме них (и возможно пары нормативных актов ЦБ) ничего больше знать не надо. Тут же в посте 90% относится именно к американским IPO. В России все либеральнее в определенном смысле. В частности в отношении раскрытия информации (например, финансовых отчетов до выхода на IPO), андеррайтеров, локапов и т.д. C СПБ есть определенный парадокс: размещаются на самой себе. Ну и планы на IPO в Америке, из-за которых много лишних движений необязательных  с точки зрения российского законодательства.
avatar
Михаил П, спасибо за пояснение 👍 да я последний раз закон о РЦБ читал 15 лет назад 😁
 Будет странно, если в итоге Тимофей скажет, что капитализация 80+ млрд руб для компании с ЧП в пару миллиардов слишком дорого, в IPO не участвуем :)
avatar
Михаил П, я в IPO не участвую👍 все IPO на мой вкус дорогие.
Тимофей Мартынов, дайте им хоть цену предложить. Может они себя в 10 млрд оценят
avatar
Михаил П, ну судя по всему оценят в 100+ ярдов. Для меня это очень дорого, это надо верить что прибыль вырастет в 2-3 раза. В принципе, это конечно очень вероятно, но я не обладаю таким уровнем провидения
куплю 1 лот смрат лаба
avatar
Кирилл, 😁😁😁😁
Теперь понятно, почему Тимофей так заинтересовался СПБ биржей. Думает ipo проводить. Я бы тоже прикупил.
avatar
Dur, Узнать бы сколько Смартлаб приносит прибыль, и на сколько Тимофей его оценивает.
avatar
Melorka, Тимфей как то, кажется говорил на эту тему. Ему, могу ошибаться, предлагали за сайт (или половину) 2 млн. долларов. (или около того).
Разумеется, никакого ipo… Но 1 акцию я бы точно купил.
avatar
СПБ Биржа будет моим первым опытом IPO. Жду как своего дня рождения, чесслово. Буду заходить через Фридом Финанс.
avatar
Так обидно, что я не квал и пропускаю выход спб биржи на рынок. Еще одно крутое IPO мимо меня((( Верю в них еще с pre-IPO, специально ради этого заходил в Фонд первичных размещений от Фридома.
avatar
Интересный разбор. Еще бы подобный про pre-IPO вышел. Фонд Фридом Финанс, кажется, в большом объеме участвовал в этом размещении.
avatar
Народ, ваши прогнозы по этой папире. Выйдет под тикером SPBE ценовой диапазон размещения 10,5-11,5 USD вечером 19.11 Первый раз в первый класс заявился на 1000 бумаг
Про локап период. Участвую в нескольких сделках pre-IPO (через доли в SPV), там сразу прописано, что локап период после IPO будет (как правило 6 месяцев). Так что не все pre-IPO инвесторы могут сразу продавать имеющиеся акции, даже если их доля ничтожно мала. Я так думаю, на последних венчурных сериях компании сразу оговаваривают, что акции готовы продать только с локапом после IPO — чтобы избежать возможного риска массовых продаж сразу после размещения. Возможно, для более ранних стадий венчура правила другие. С другой стороны, лучше покупать даже на pre-IPO акции тех эмитентов, которые и после IPO имеют пусть не кратный, но хороший потенциал. Пример обратного, из недавнего — IPO Udemy, когда акции стали торговаться даже по худшим ценам, чем на последнем раунде pre-IPO.
avatar
Интересная статья. Добавлю что комиссия брокера может оказаться критически важным фактором. Открытие за ipo фиксПрайса $59  брало, если еще и аллокация маленькая, то с небольшими суммами лучше не лезть
avatar

теги блога Тимофей Мартынов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн