Блог им. point_31

​​Детский мир - проблемы с масштабируемостью

Продолжаем изучать консолидированные отчеты компаний России и делать выводы о перспективности и рисках инвестирования в них. На очереди у нас Детский мир, от акций которого я избавился еще в прошлом году и намереваюсь присмотреть для себя новый целевой уровень на покупку. Но не будем забегать вперед. 

Во время пандемии было сложно оценить, насколько бизнес ритейлера выдержит негатив. Было понятно, что детские товары будут пользоваться спросом в любые времена, а набирающий обороты интернет-магазин увеличит рентабельность бизнеса. Так и произошло. Выручка за 2020 год выросла на 11% до 142,9 млрд рублей. Не такой впечатляющий рост, как хотелось бы, но надо принимать во внимание не самое лучшее первое полугодие 2020 года.

На что надо обратить внимание, так это на выручку онлайн сегмента. Она выросла в 2,4 раза за год и теперь занимает долю 25,5% от общей выручки. Это хороший показатель. Именно на рост этого сегмента расчитывало руководство ритейлера в прошлом году. 

Действительно, интернет сегмент растет, выручка даже несмотря на трудный год выросла, а что с расходами? Себестоимость продаж обгоняет выручку и прибавила 13,5%. Операционные расходы растут чуть медленнее и составили 29,5 млрд рублей. Также негативно повлияли курсовые разницы, которые забрали 2 млрд рублей. В итоге, чистая прибыль Детского мира выросла всего на 3,2% до 6,8 млрд рублей.

А вот тут заметно замедление темпов роста, что и послужило мне поводом для выхода из актива в прошлом году. Ключевым событием прошлого года был выход АФК Системы из ритейлера. Доля была продана в рынок и Детский мир стал единственной компанией на рынке РФ с freefloat 100%. Вроде бы все гладко, но этим воспользовалась некая Altus Capital, до селе незнакомая нам и ворвалась в мажоритарные акционеры. Как стало известно позже, Altus принадлежит топ-менеджменту Полюс золото. И как дальше они себя поведут, не ясно. Для меня же выход АФК стал негативным моментом, подчеркнувшим проблемы с масштабируемостью бизнеса ритейлера в будущем.

Структура акционеров конечно важна, но все взгляды инвесторов были прикованы к дивидендной политики. Основной риск был в том, что новый совет директоров будет менее щедрым. Но пока вектор сохраняется. За 9 месяцев 2020 года компания выплатила в качестве дивидендов 5,08 рублей на акцию, что соответствует доходности в 3,5%. Остается еще 4 квартал, прибыль за который составила 4,5 млрд, что ориентирует нас на дополнительные 4,5% доходности. 

Напомню, компания платит все 100% прибыли в качестве дивидендов. Но откуда же деньги брать на развитие, спросите вы. Все просто. Из долга, который вырос до 19,8 млрд рублей. NetDebt/EBITDA все еще на приемлемых значениях в 1,1x. В чем же загвоздка? Почему акции Детского мира уже не являются супер идеей? Дело в том, что ритейлер в будущие периоды столкнется с масштабируемостью бизнеса. Для сохранения темпов роста, аналогичных 2017, 2018 году потребуются покупки конкурентов, на которые денежных средств у компании нет.

*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

Кому удобно читать меня в соцсетях, пожалуйста:
Telegram  — уже больше 24 тысяч подписчиков
Вконтакте — уже почти 5 тысяч подписчиков
Instagram — есть теперь у меня и такой )
​​Детский мир - проблемы с масштабируемостью


 

★1
21 комментарий
Рождаемость падает, количество детских магазинов растёт )))) чудеса да и только )))
avatar
Technotrade, детишки живут в компах и смартфонах а им какую то дичь крувую китайскую типа машинки родители пытаются подарить
А покупку каких конкурентов, в онлайн или оффлай секторе?
Юрий Гадалов, я бы поставил на Кораблик, но это очень субъективное мнение 
Владимир Литвинов, Спасибо за ответ.
Для меня было бы позитивом наоборот снижение дивидендов, и направление прибыли на стабилизацию бизнеса. У них же дефицит акционерного капитала, при все при этом дефицит увеличивается, вся работа строится на заемные, на мой взгляд опаснейший актив. Может я конечно чего то недопонимаю, но на мой субъективный взгляд так бизнес не строится. 
avatar
Электрон, насколько я понимаю. основной рост дефицита за счет применения IFRS16, вместо IFRS17, если говорить про отчетность МСФО. По поводу модели ведения бизнеса отчасти соглашусь, хотя менеджмент и считает, что это их особенность и вряд ли в ближайшее время модель кардинально поменяется.
Юрий Гадалов, посмотрел сейчас, дефицит растет 5 лет, ну не может изменение стандарта так продолжительно влиять, разово — соглашусь, но не из года в год.
avatar
Электрон, в 2016г. они впервые применили IFRS 16, исторические данные также были приведены к сопоставимым значениям. Если посмотрите архивные отчеты МСФО до 2016г., там все не так плохо. В текущем отчете МСФО справочно показан результат, если бы применяли IFRS 17, вместо 16, разница существенная.
Был в Детском мире недавно. Машинка стоит 550 руб., в Фикс прайсе рядом такая же стоит 99 руб.   И кто в здравом уме после этого туда пойдёт?
Диванный аналитик-практик, в ДМ нужно покупать на распродажах, там часто бывают очень приятные цены, Ozon и WB, даже рядом не стояли.
Диванный аналитик-практик, акционеры Детского мира должны быть только рады такой крутой марже)
avatar
Козлов Юрий, Акционеры да, но потребители — дураки с деньгами сейчас нарасхват.
Диванный аналитик-практик, Рассуждаете так, как будто детей у вас нет… Продавались, продаются и будут продаваться в больших количествах…
avatar
и намереваюсь присмотреть для себя новый целевой уровень на покупку. Но не будем забегать вперед ©
Не понял одного момента. Вроде не особо коррелируется «поиск точек входа» и выводы «у них будут в будущем проблемы с маштабируемостью бизнеса». Или я что-то упускаю?!
avatar
 Вова, а как же масштабируемость ДМ через развитие сети в других странах? Казахстан, Беларусь — яркий тому пример…
avatar
Козлов Юрий, Юр, объем выручки сети«Детский мир в Казахстане увеличился на 1,6% год к году, рост сопоставимых продаж вообще минус 3,3 п. Мало того, что результаты слабые, так еще и отрицательные в некоторых моментах. По Белоруси вообще молчу. С виду кажется, что эти два направления для компании просто имиджевые, нежели точки роста. Да и заявления руководства в основном настраивают на рост онлайн-сегмента, чем другие страны. Короч не верю я в кратный рост по эти направлениям

Владимир Литвинов, так ковид был. В 2021 году динамика будет поприятней!

P.S. Я сейчас тоже не акционер ДМ)

avatar
Козлов Юрий, неее динамика будет 100% лучше. Но у меня сложилось такое видение, что руководство подзабывает. Могу ошибаться
Хожу в один ТЦ, в нем моя качалка, на первом этаже ДМ. Пока стою у лифта, изучаю движуху в магазине. Наивернейший индикатор. Если что -свистну, когда сливать) 
avatar
Нафиг Детский мир, как в Ленту не зайду куча народу. Подожду 170-180 начну думать.

теги блога Владимир Литвинов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн