dr-mart
В этом месяце мы погрузились в изучение одной очень маленькой управляющей компании, акции которой торгуются на Московской бирже. Это единственная российская УК, акции которой публично торгуются; сама компания и её акции не может быть и не должна представлять какого-либо интереса (мы умышленно опускаем ее название), но сам случай интересен с сугубо академической точки зрения.
Акции сильно переоценены относительно фундаментально обоснованных величин из-за очень низкой ликвидности, низкого free-float и покупки акций основными акционерами компании. Почему они покупают акции, — это отдельный вопрос, рассмотрим его ниже.
В то же время, если кто-то из существующих акционеров сможет продать акции по текущей рыночной цене хоть сколько-то своих акций, это будет бесспорно выгодная сделка, потому что стоимость компании неадекватно высока. Почему?
Рыночная капитализация компании 483 млн рублей
Собственный капитал 214 млн рублей
Таким образом P/B компании составляет 2,25
Компания 7 лет не распределяет прибыль и не будет ее распределять в ближайшие годы в будущем, а значит, она не может стоить существенно дороже P/B=1, а значит акции её переоценены более чем на 100%.
Как устроена компания? Рассматрим её снизу вверх (bottom-up).
Предположим, что мы правы и компания стоит на уровне капитала, а именно 214 млн рублей.
Доля основных акционеров, попутно являющихся членами совета директоров, в ней составляет 64%, то есть 137 млн рублей.
На конец 2017 года у этой УК в управлении было 1,511 млрд рублей (AuM).
Из них, менеджменту и акционерам принадлежало 745 млн рублей.
Получается, что экономический интерес менеджмента распределен следующим образом:
Отсюда логически следует, что цель УК — управлять деньгами акционеров, а не приносить акционерам прибыль. Более того, в этом раскладе присутствует множественный конфликт интересов:
держатели продуктов УК заинтересованы в:
а акционеры УК заинтересованы в:
Поскольку держатели УК и её продуктов совпадают, а доля экономического интереса в продуктах составляет 85%, их идеальная стратегия заключается в:
Все эти выводы bottom-up, подтверждаются цифрами top-down. Например, взгляните на динамику средств под управлением с 2007 по 2017 год:
Если бы компания с 2007 года хотя бы имела всех тех же клиентов, а также показывала ежегодную доходность 10%, то у неё было бы в управлении 3 млрд рублей. Но допустим, компания испытала существенный отток средств в связи с кризисом 2008. Возьмем худший год компании по AuM — конец 2009 года, 753 млн рублей под управлением. Если вложить эти деньги в конце 2009 года в индекс ММВБ, то с учетом дивидендов и роста индекса эти деньги превратились бы в 1,85 млрд руб даже при условии что компания не привлекла за 8 лет ни гроша.
По факту имеем одно из следующих событий:
Теперь снова вернемся к top-down:
УК XXX имеет 2 источника дохода:
Дивиденды компании привязаны к источнику прибыли, которая формируется из №1. За последние 11 лет компания только в 2016 году заработала комиссии больше, чем потратила на операционные расходы. Но доходы от инвестиций капитала, закрывали эту дыру и убыточными были только 6 лет из 11. Суммарная чистая прибыль за 11 лет составила 92 млн рублей, которая в основном была направлена на увеличение капитала.
Важно понимать, что в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры, есть немалый риск того, что вложенный в акции капитал компании снова начнет снижаться.
Мы примерно прикинули, что для того, чтобы компания стала безубыточной операционно (и начала платить дивиденды), ей надо иметь около 3 млрд активов под управлением при сохранении текущей комиссионной ставки. Однако сама компания планирует:
Визит на собрание акционеров УК ХХХ подтвердил все имеющиеся опасения. Основные акционеры с момента проведения IPO в 2007-м году уже обросли небольшим жирком и уверенностью в себе и предпочли бы не иметь миноритарных акционеров вообще (которые задают неудобные вопросы) и мешают реализовывать низкозатратное управление своими средствами. Чтобы не тратить деньги на выкуп по цене P/B>2, акционеры заинтересованы в снижении стоимости своих акций (это чувствуется по комментариям менеджмента).
Менеджмент открыто признает наличие конфликта интересов, и рекомендует акционерам продать свои акции и купить на эти деньги продукты УК.
Таким образом, если есть возможность продать акции по P/B=2,2, надо их продавать и бежать как можно дальше, не оглядываясь. Потому что премия 120% к капиталу ничем не оправдана.
Беги Саша, беги!!!
Лично в моём воображении УК — это ОООшка с офисом и десятком сотрудников, при расширении можно колл-центр с индусами нанять. Меньше расходы => меньше комисы => больше доходность пайщиков => больше пайщиков => больше бабла.
И они это поздно поняли))
Но сравнивать в любом случае надо с ММВБ как с оснонвным бенчмарком
Читай пост внимательно
Ты сделал два предположения и оба неверные. По поводу хуже индекса ММВБ и оттока клиентов.
что бы лучше отложилось в голове. Другой цели поста не вижу
Евгений Буторин зря раскрыл интригу)) кто знает — тот знает.
Всё понятно на этапе прочтения заголовка.
Владимир, другие УК делают следующим образом: большие расходы на рекламу, большие комиссии и не совсем честный маркетинг. А они, такие не похожие, делают качественный продукт, тратят мало средств на привлечение капитала и расcчитывают что в долгосроке их подход выиграет, а это приведет к росту стоимости акций. Они считают, что молодое поколение маркетингом не обманешь: в УК, продукты которой не обгоняют индекс, поколение Z деньги не понесет, таким образом смысла тратиться на рекламу нет. Еще раз, год за годом обгонять индекс для этой компании важнее. Они накапливают историю и через годы эта история будет работать на привлечение капитала
Тимофей предлаегат другой путь: повысить комиссию за управление, полученные средства использовать для привлечения капитала или выплат акционерам. А история и тракрекорд остаются за бортом. Таким образом у Тимофея и мененжмета компании разные горизонты планирования.