Блог им. InvestHero
Мы провели верхнеуровневый анализ эффекта от повышения НДС с 20% до 22% на деятельность основных ритейлеров и потребительский спрос, а также сравнили с эффектом в 2019 году.
Потенциальный НДС в 2026 году
Минфин готовит законопроект о налоговой реформе, который предусматривает не только увеличение ставки НДС с 20% до 22%, но и снижение порога по налогооблагаемой базе.
Последний раз правительство повышало ставку НДС в 2019 г. – с 18% до 20%. Тогда ЦБ оценил вклад повышения НДС в инфляцию за период с июля 2018 по апрель 2019 гг. в размере 0.55–0.70 п.п.
Для основных социально-значимых товаров сохраняются льготные ставки. Эксперты отмечают, что насколько и в какие сроки повышение НДС будет перенесено в потребительские цены может зависеть от различных факторов – от силы потребительского спроса, уровня конкуренции на тех или иных рынках, реакции инфляционных ожиданий.
Что было в 2019 году?
Оценить напрямую эффект от повышения НДС с 18% до 20% в 2019 г. сложно, но можно выделить несколько основных трендов.
Какой потребительский спрос сейчас?
Мы ранее писали, что потребитель сейчас экономит и более избирательно выбирает товары в корзину. Есть признаки того, что он стал покупать менее дорогие бренды в рамках одной категории, чтобы сэкономить. Снижается как количество товаров в корзине, так и средний чек.
Согласно маркетинговым исследованиям компании Nielsen, за последние 12 месяцев динамика продаж в натуральном выражении у гипер- и супермаркетов снизилась на 3% г/г и 4% г/г соответственно. У минимаркетов продажи снизились на 5% г/г. Тем временем продажи дискаунтеров (магазинов с низкими ценами) выросли в деньгах на 50% г/г, а в натуральном выражении — на 32% г/г. Это свидетельствует о сдвиге потребительского внимания на доступные товары, несмотря на их ограниченное предложение в дискаунтерах (кол-во SKU там в 3-5 раза ниже, чем у гипер- и супермаркетов).
В этих реалиях торговым сетям необходимо реагировать грамотно, учитывать текущую чувствительность потребительского спроса к росту цен. Не все игроки отрасли смогут сгладить эффект от роста НДС (особенно среди непродуктовых ритейлеров). Мы в рамках нашего аналитического сервиса подробно разбираем, как и на каких игроков могут повлиять налоговые изменения в 2026 году.
Степан Репин, старший аналитик аналитического сервиса Invest Heroes