Судя по сентименту информационного пространства (соц.сети, новостные ленты и т.д.), потенциал для движения вверх у американских рынков пока еще существует. Но постепенно запал угасает.
Источник: Refinitiv
Да и по опросам AAII чрезмерно бычьи настроения по-прежнему преобладают на рынках.
Основной причиной столь продолжительного падения, похоже, стали действия российских банков. За июль они превратились из игроков против доллара, в и игроков против рубля. Согласно данным Центрального банка России, на начало августа объем совокупной балансовой позиции кредитных организаций страны из (-3) трлн рублей превратилась в 1,2 трлн. То есть, всего за месяц они переконвертировали более 4 трлн рублей в доллары.
Совокупная балансовая позиция на начало месяца (лонг+шорт; млрд. руб.)
Источник: Банк России
Кроме того, российские банки впервые с ноября 2017 г. сделали ставку на падение рубля. Помимо прочего, данная позиция является крупнейшей с 2014 г.
Однако стоит отдать должное кредитным организациям, колебания курса российской валюты оказались не столь заметными и такой спрос на валюту не привел к обвальному падению рубля.
Российская валюта заметно потеряла в цене за последние месяцы, хотя никаких веских оснований для этого не было. Нефтяные котировки держались стабильно в узком диапазоне, да и мировые фондовые рынки так и не перешли к серьезному этапу снижения.
Почему же на фоне относительной стабильности рубль чувствовал себя так слабо? С одной стороны геополитическая обстановка давила на российскую валюту. С другой, в отличие от прошлых лет, сейчас нерезиденты ставят на падение рубля на спотовом рынке.
Источник: Банк России
Мало того, что иностранные инвесторы занимают короткую позицию по рублю, у нерезидентов сформирован чистый «шорт» по нашей валюте с конца февраля текущего года. С мая по июль он заметно сократился, но по-прежнему присутствует. Для сравнения на протяжении более, чем двух лет иностранцы играли на падении доллара к рублю, но в текущем году ситуация в корне изменилась.
В августе спекулянты купили акции на кредитные средства объемом на 31,7 млрд долларов, а с марта более, чем на 166,2 млрд долларов. Таким образом, общая сумма заемных средств достигла 645,5 млрд долларов, передает агентство Finra. Такого быстрого роста левериджа на Нью-Йоркской фондовой бирже не было с 1997 г. (более ранней статистики у нас в наличие нет).
Сумма кредитных средств, выделенных на покупку акций (млрд дол.)
Источник: NYSE, FINRA
Стоит отметить, что до рекордного объема, установленного в мае 2018 г., не хватает 23 млрд долларов.
Кроме того, сумма, выделенная брокерскими и инвестиционными компаниями, для маржинальной торговли установила исторический максимум и преодолела отметку в 1 трлн долларов.
Таким образом, «печатные станки» в совокупности с заемными средствами и «шорт сквизом» (на рынках наблюдается очень низкий объем коротких позиций по акциям), сделали свое дело — в конце августа индексы обновляли свои исторические максимумы.
Таким образом, защитный спред между активами и пассивами опустился до 8,2 млрд долларов, что является минимумом с февраля 2020 г. Движение на валютном рынке в марте текущего года помнят все. Тогда рубль потерял к доллару более 25%.
Разница между активами и пассивами в иностранной валюте (млрд дол.)
Источник: Банк России
У российских кредитных организаций отсутствует своего рода «подушка безопасности» в виде резерва валюты на случай резкого спроса на активы со стороны кредиторов банков.
Кредитные организации перестали держать «подушку» с четвертого квартала 2017 г. Напомним, что именно тогда рубль был вблизи своих многолетних максимумов.
В то же самое время Минфин США сбавил скорость наращивания госдолга, за период с 17 по 24 сентября общая сумма обязательств правительства Соединенных Штатов сократилась на 4 млрд долларов. То есть, Министерство финансов не выступало в виде «пылесоса», выкачивая вновь напечатанные деньги.
Баланс регулятора США увеличился в первую очередь за счет покупки государственных облигаций и долговых бумаг, обеспеченных ипотекой. В свою очередь, центральный банки других стран возвращали ранее занятые средства, таким образом, скорость расширения баланса ФРС была сокращена на 35,2 млрд долларов. Тем самым, можно предположить, что проблем с долларовой ликвидности в мире пока нет.
Однако действия Федрезерва пока не привели к восходящей динамике в свободных резервах банковской системы США, которые за этот же период сократились на 21,2 млрд долларов.
Объем банковских резервов США (млн дол.)
В понедельник Индекс финансовых условий, рассчитываемый инвестиционным банком Goldman Sachs, пересек снизу вверх 50-дневную среднюю. Данное событие может быть тревожным звонком для рынков. К примеру, 24 февраля 2020 г. взлет Индекса выше средней предвосхищал обвал на американских и мировых рынках акций.
Индекс финансовых условий
Источник: Goldman Sachs
На протяжении апреля-августа финансовые условия для участников рынка улучшались и 02 сентября достигли многолетних минимумов. Однако после этого Индекс стал расти, что говорит об ухудшении ситуации.
Если Индексу удастся закрепиться выше 50-дневной средней на несколько дней или если его рост продолжится, то это будет явным сигналом к продолжению коррекции на финансовых рынках. Возможно, в этот раз она будет более плавной и с частыми откатами.
К примеру, индекс широкого рынка S&P 500 упал от своих исторических максимумов на 8,5%, а рынок высокодоходных облигаций США почувствовал это только вчера и то несильно.
Индекс высокорискованных облигация — иными словами «мусорных», снизился на сессии в понедельник на 875 пунктов или на 1,9%, но с начала сентября просадка составила всего 3,8%. То есть, пока участники рынка не считают нынешнее снижение чем-то серьезным.
Индекс высокодоходных облигаций США
Для сравнения обвал в конце февраля Индекс высокорискованных облигаций подтвердил почти моментально. Сейчас, в свою очередь, ситуация схожа с летней коррекцией в американских акциях.
Одновременно с этим индекс S&P 500 подошел к важной линии поддержки в районе 3250 пунктов, где его вчера и поймали.
На начало весны 2020 г. объем баланса ФРС составлял чуть более 4,1 трлн долларов, а к июню он превысил уже 7,1 трлн. С этого времени баланс Федерезерва находится примерно на одном и том же уровне.
Однако «печатный станок» всасывался пылесосом под названием госдолг США. За это же время он вырос почти на 3,4 трлн долларов или на 453,6 млрд больше, чем баланс ФРС. То есть, по сути все что печаталось тут же изымалось из обращения и перенаправлялось на финансирование бюджета страны. Кроме того, сейчас сумма денежных средств на счетах правительства США превышает 1,6 трлн долларов, что на 1,2-1,3 трлн долларов больше обычного среднестатистического остатка прежних лет.
Таким образом, более 1 трлн долларов, что было напечатано, сейчас изъято с рынков, тем самым, несмотря на резкий рост баланс Федрезерва, до самих рынков и экономики дошло гораздо меньше.
Темпы «печати» новых денег и темпы заимствования (млрд дол.)
О том что ставки будут держаться на минимумах до конца 2023 г., ранее заявлял глава ФРС Джером Пауэлл. Кроме того, теперь центральный банк будет более лояльно относиться к инфляции, которой, стоит отметить, пока еще нет как таковой.
Учитывая, что рынки сейчас находятся выше максимумов февраля, каких-то агрессивных действий по балансу и печатью денег по итогам заседания вряд ли стоит ожидать.
Напомним, что к прошлому четвергу баланс ФРС составлял чуть более 7 трлн долларов. Из них почти 4,4 трлн находилось в государственных облигациях. Вот они в ближайшие месяцы могут доставить неудобства для регулятора.
В сентябре к погашению будут представлены казначейские облигации на сумму в 100 млрд долларов. В октябре этот объем составит 105,6 млрд, а в ноябре 121,5 млрд. То есть, всего за три месяца баланс центрального банка может сократиться на 327,1 млрд долларов, а до конца года на 415,8 млрд.