На заседании 15-16 июня ФРС ожидаемо сохранила ставку в диапазоне 0-0,25% и объемы покупки активов (не менее $120 млрд в месяц), решение принято единогласно. Повышены прогнозы роста ВВП (на 2021 г. до 7%) и инфляции (на конец этого года ФРС теперь ожидает ее не ниже 3% и в 2022-2023 гг. немного выше 2%). Тем не менее, ФРС полагает, что восстановление экономики еще не завершено и сохраняется много неопределенностей. Главными сигналами рынку стало смещение прогнозов руководителей ФРС относительно ожидаемых сроков первого повышения ставки – теперь большинство (13 из 18) ожидает ее повышения уже в 2023 г. (ранее – за пределами 2023 г.), причем 11 из них — как минимум на 0,5 п.п., а также заявление Дж. Пауэлла, что дискуссия о сокращении объема выкупа активов начата и на следующих заседаниях ФРС продолжит оценивать прогресс в приближении к целям, по итогам этой оценки может принять соответствующее решение. По мнению Пауэлла, сроки повышения ставок сейчас оценивать рано, и график dot plot не является прогнозом, но отражает представления руководства ФРС, что восстановление экономики идет с опережением прежних прогнозов. Он признал, что инфляция складывается выше ожиданий ФРС и, хотя по-прежнему полагает, что ее ускорение вызвано временными факторами, допускает риск, что инфляция может оказаться более высокой и устойчивой, чем предполагают текущие прогнозы.
Эти сигналы оказались несколько жестче, чем ожидал рынок, что вызвало снижение американских фондовых индексов, повышение доходностей гособлигаций США и укрепление доллара. Доходность UST-10 повысилась с 1,49% до 1,58%, UST-5 с 0,78% до 0,89%, а по 2-летним бумагам достигла максимума с июня прошлого года.
Мы полагаем, что ФРС может объявить о планах сокращения выкупа активов в августе-сентябре (что совпадает с общими ожиданиями рынка), и начать эти операции уже до конца года (согласно опросу Reutersдо заседания, большинство ожидало, что это произойдет в начале 2022 г.). На наш взгляд, сигнал готовности ФРС к более раннему повышению процентной ставки может означать необходимость более раннего и активного сокращения QE, поскольку в прежние периоды ФРС завершала эти программы до того, как начать повышение ставки. В ближайшие месяцы рынок будет ждать от ФРС деталей относительно сроков начала и объемов сокращения.
Текст комментария продолжает улучшение оценок экономической ситуации. По мнению ФРС, благодаря прогрессу в вакцинации и мощным мерам поддержки (фискальной и монетарной), показатели экономической активности и занятости усилились. Сектора, наиболее пострадавшие от пандемии, остаются слабыми, но показывают признаки улучшения. Инфляция повысилась, отражая в значительной мере временные факторы. ФРС по-прежнему считает целесообразным сохранять ставки в текущем диапазоне до тех пор, пока условия на рынке труда не будут соответствовать условиям максимальной занятости, а инфляция не достигнет 2% и не будет стремиться к умеренному превышению этого уровня в течение некоторого времени. ФРС продолжит наращивать вложения в гособлигации (US Treasuries) не менее чем на $80 млрд и в ипотечные бумаги не менее чем на $40 млрд в месяц, «пока не будет достигнут дальнейший существенный прогресс в достижении целей комитета по максимальной занятости и стабильности цен».
ФРС обновила макропрогнозы по сравнению с мартовскими. Так, прогноз роста ВВП США на 2021 г. повышен с 6,5% до 7%, на 2022 г. сохранен на уровне 3,3%, на 2023 г. повышен с 2,2% до 2,4%. Прогноз инфляции (индекс PCE) повышен на 2021 г. с 2,4% до 3,4%, на 2022 г. с 2% до 2,1%, на 2023 г. с 2,1% до 2,2%, на долгосрочную перспективу сохранен прогноз 2%. Прогноз базовой инфляции (Core PCE) повышен на 2021 г. с 2,2% до 3%, на 2022 г. с 2% до 2,1%, на 2023 г. сохранен на уровне 2,1%, на долгосрочную перспективу сохранен на уровне 2%. Таким образом, прогноз инфляции на этот год значительно уходит вверх от цели ФРС, но в перспективе ближайших лет приходит в соответствие с ней (немного выше 2% в течение некоторого времени). При этом прогноз безработицы по сравнению с мартом изменился незначительно – предполагается снижение уровня безработицы к концу 2021 г. до 4.5% (в мае 5,8%), к концу 2022 г. до 3,8% (мартовский прогноз 3,9%, и к концу 2023 г. до 3,5% при долгосрочном прогнозе 4%. Это соответствует выводу Пауэлла, что в течение 1-2 лет США ждет очень сильный рынок труда.
График индивидуальных прогнозов траектории процентной ставки ФРС dotplot сместился в сторону более ранней нормализации ДКП. Так, теперь большинство (13 из 18) управляющих и президентов региональных банков ждут начала повышения ставки в 2023 г. (в марте таких было лишь 7, большинство ожидало повышения ставки за пределами 2023 г.). При этом 11 из них рассчитывают на ставку 0,625% и выше, что предполагает, как минимум, 2 повышения. 7 руководителей (против 4 в марте) ожидают повышения ставки уже в 2022 г.
В последние дни рынок начал готовиться к тому, что ФРС может пересмотреть сроки повышения ставки на 2023 г., однако 2 повышения ставки в 2023 г. в базовом прогнозе стало скорее неприятным сюрпризом. Впрочем, Пауэлл напомнил еще раз, что dotplot – необходимо воспринимать критически, т.к. это не слишком надежный прогноз, он лишь отражает распределение мнений руководителей на текущий момент.
Пауэлл полагает, что текущий рост цен связан с быстрым восстановлением расходов на фоне открытия экономики и с «узкими местами» со стороны предложения. По его мнению, инфляция останется повышенной в ближайшие месяцы прежде, чем начать замедляться и, хотя ее ускорение по-прежнему оценивается как обусловленное временными факторами, он признал риск, что инфляция может оказаться более высокой и более устойчивой, что может сдвинуть вверх инфляционные ожидания (которые сейчас являются заякоренными). Это не является базовым сценарием, но если такое произойдет – ФРС будет корректировать ДКП.
По мнению Пауэлла, спрос на рынке труда растет очень активно, а факторы, сдерживающие предложение на рынке труда, должны ослабнуть в ближайшие месяцы, осенью (по мере дальнейшей вакцинации, открытия школ, завершения выплат пособий по безработице, которые сейчас получает 15 млн американцев). На наш взгляд, ускорение восстановление занятости – главный критерий для того, чтобы ФРС была готова приступить к сокращению QE.
На пресс-конференции Пауэлл также сообщил, что ФРС начала дискуссию о сроках сокращения выкупа активов, хотя пока это всего лишь talkingabouttalking. Но прогресс в приближении к целям есть, хотя пока и недостаточен. На ближайших заседаниях ФРС продолжит оценивать дальнейший прогресс и может рассмотреть план сокращения выкупа активов, заранее объявив об этом рынкам.
ФРС приняла также техническое решение о повышении ставки по операциям обратного репо овернайт на 5 б.п. до 0,05% и увеличении ставки по избыточным резервам, или IOER, на 5 б.п. до 0,15%. Это было сделано для приближения эффективной ставки федеральных фондов, которая сейчас составляет 0,06% к середине целевого диапазона 0-0,25%. Давление на краткосрочные ставки денежного рынка сейчас оказывает избыток ликвидности и сложившийся дисбаланс денежных средств и коротких госбумаг, этот шаг ФРС может несколько повысить короткие ставки.
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ»