Блог им. InvestHero

Как запрет на экспорт дизеля и бензина повлияет на рынок топлива

На прошлой неделе Правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизеля для стабилизации цен на них на внутреннем рынке. Ранее мы уже обсуждали, почему цены на бензин выросли. В этой статье разберем, как эта мера повлияет на нефтегазовые компании и рынок топлива.

Цены на бензин и дизель выросли, так как снизились выплаты при продаже топлива на внутреннем рынке.

С сентября 2023 года выплаты нефтяникам из бюджета по топливному демпферу (за продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке вместо экспорта) были снижены в два раза. Из-за этого поставки бензина и дизеля на внутренний рынок, вероятно, сократились, а цены выросли, так как нефтегазовые компании вынуждены компенсировать влияние принятой меры.

После запрета на экспорт цены снизились на 10-15%, но затем частично восстановились.

После введения временного ограничения на экспорт цена на дизель снизилась на 15%, с 71,8 до 61,4 тыс. руб./т, на бензин Аи-92 — на 10%, с 59,5 до 55,9 тыс. руб./т, на бензин Аи-95 — на 11%, с 66,6 до 59,4 тыс. руб./т. Но затем цены снова начали расти: цена дизеля выросла до 61,6 тыс. руб./т., бензина Аи-92 — до 56,6 тыс. руб./т, бензина Аи-95 — до 58,8 тыс. руб./т.

Запрет на экспорт дольше двух недель приведет к снижению переработки и дефициту бензина.

Нефтегазовые компании пока не сокращали производство нефтепродуктов. Перенаправить на внутренний рынок можно только 200-300 тыс. т дизеля в мес. (2,4-3,6 млн т/год). При этом объем производства дизеля почти вдвое превышает потребление на внутреннем рынке, объем экспорта составляет около 2,9 млн т/мес.

По оценкам участников рынка (данные «Коммерсанта»), в такой ситуации через 1-2 недели произойдет затоваривание рынка, и компании будут вынуждены сократить нефтепереработку. Однако при этом снизится и объем производства бензина (который в основном поставляется на внутренний рынок, экспорт бензина составляет 12% от производства, дизеля — 41%). Тогда на внутреннем рынке образуется дефицит бензина. Поэтому мы считаем, что ограничение в отношении экспорта топлива долго не продлится.

Вывод

В результате снижения выплат по демпферу нефтегазовые компании повысили цены на бензин и дизель. Для стабилизации цен Правительство временно запретило экспорт бензина и дизельного топлива. Но если запрет продлится дольше двух недель, возникнет избыток дизеля, хранилища будут переполнены. Тогда компании будут вынуждены снизить нефтепереработку и выпуск бензина (который продается в основном на внутреннем рынке). Поэтому, вероятно, ограничение не продлится долго.

Наталья Шангина, Senior Analyst

 

8 комментариев
Запрета нет, теперь дизель оформляют как судовое топливо и гонят на экспорт, тех регламент это разрешает😁
avatar
Maxkurs, Мелкие НПЗ всю жизнь так делали, чтобы акцизы не платить.
avatar
По факту — нет никакого запрета. Это так, кинуть пропагандистскую кость пейзанам, чтоб не шумели. Исключений из запрета — как в той старой дырявой канистре. Из всех щелей хлещет. Официальных, правительственных исключений, а не то что вы подумали.

В принципе, конечно, ситуация достойна картины кисти И.Е. Репина — «Приплыли»©, или художника разговорного жанра М.М. Жванецкого «Ониж специалисты б***»©
avatar
Запрет на экспорт дольше двух недель приведет к снижению переработки и дефициту бензина.

Снижение переработки нефти в воюющей стране может привести в национализации предприятий и продажу их тем кто не станет снижать производства. Или введение военной администрации на нефтеперерабатывающих предприятиях где снизят выпуск топлива.

Нефть принадлежит народу. Нефтяным компаниям выдана лицензия на разведку, добычу, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов. Эти компании наняты государством на опеределенные виды деятельности.

Государство может установить любые налоги все виды этой деятельности.
У особо непонятливых могут изъять лицензию на месторождения и передать её другой компании.
avatar
как протекционизм и запреты влияют на экономику? так-так
что-то из 19 века, но учебники мы не читаем
Наташа, пиши стихи, а не статьи о рынке нефти и нефтепродуктов. Ты же читаешь комментарии, которые демонстрирует лишь часть твоих проблем. 
Нефть стратегический продукт и может/должен регулироваться политическим руководством страны, если это отвечает интересам государства.
Либеральные вопли и стоны следует рассматривать в рамках уголовного законодательства.
avatar
Может кто знает, есть какие то статьи или видео, как реально работает топливный демпфер? От профильных специалистов, которые с этим ежедневно работают?
avatar

теги блога Сергей Пирогов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн