Блог им. InvestHero
Во второй половине мая вышла первая дефляционная статистика: рост цен с 14 по 20 мая составил -0.02%. На следующей неделе был нулевой рост цен. И далее последовало 3 недели дефляции, при этом она усилилась: -0.01%, -0.14% и -0.12%. Таким образом, изменение цен с 1 по 17 июня составило -0.26%, накопленная инфляция с начала года снизилась до 11.51%, а в соотношении год-к-году замедлилась до 16.4%.
Сегодня мы разберемся с тем:
Причины снижения цен:
В марте цены выросли на 7.6% за месяц, многие продавцы товаров и услуг повышали цены сильнее необходимого, т.к. вокруг была высокая неопределенность будущего, а биржевой курс USDRUB на пике доходил до 121.
Сейчас мы видим устойчивый тренд на укрепление рубля к доллару, который сейчас торгуется в диапазоне 53-54 руб./долл. О причинах такого ценообразования мы писали здесь. Это приводит к снижению цен в категориях, где высокая доля импорта: электронике, медикаментах, стройматериалах.
Вторая причина говорит нам о том, что спрос сильно упал. Один из драйверов спроса со стороны населения – это потребкредит. По предварительным данным ЦБ, необеспеченное потребительское кредитование сокращается три месяца подряд: -1.9% в марте, -1.5% в апреле и -0.4% в мае. Видим, что ситуация улучшается по мере снижения ключевой ставки.
Сокращение кредитования приводит к падению потребительских расходов. Свежие данные Сбериндекса свидетельствуют о том, что растущая динамика расходов наблюдается только в услугах. В продовольственных товарах она стагнирует, а в непродовольственных сокращается.
Совокупность этих причин привела к тому, что принято называть дефляцией.
Мы считаем, что нет. Сейчас ещё продаются запасы товаров и сырья, которые были импортированы в Россию до 24 февраля. Несколько экспертов прогнозируют истощение запасов к августу-сентябрю, что приведет к толчку цен из-за более затратных новых цепочек поставок, а где-то из-за дефицита определенных видов товаров. На фоне восстановления импорта будет слабеть курс рубля, и эффект переноса курса в цены тоже отразится на их росте.
Потребкредитование также начнет восстанавливаться на фоне дальнейшего снижения ключевой ставки и спрос начнет подрастать.
Также, по оценкам макроэкономистов, текущая дефляция объясняется волатильными компонентами корзины ИПЦ: плодоовощами и перелетами экономклассом. Цены на первые снижаются три недели подряд, а на вторые 2 недели подряд. Если же исключить борщевой набор из ИПЦ и оставить более стабильные категории, то темпы роста с корректировкой на сезонность составили +0.03% на неделе с 11 по 17 июня против -0.12%, которое нам показывает Росстат.
Таким образом, мы считаем, что говорить об устойчивом дефляционном тренде пока что нельзя.
Мы ожидаем, что инфляция на конец года составит 15-16% г/г. ЦБ в июне дал прогнозный диапазон 14-17% г/г на конец года. Пока что все складывается таким образом, что инфляция будет ближе к нижней границе прогнозного диапазона ЦБ. На этом фоне растет вероятность того, что ЦБ продолжит снижение ставки на ближайшем заседании 22 июля.
Несмотря на то, что номинал линкеров индексируется на темпы роста цен с лагом 3 мес. и сейчас в июне идет индексация на рекордную мартовскую инфляцию, рыночные цены упали на 3-5% за 10 дней. Например, рыночная цена короткого линкера 52001 снизилась с 104 до 98.3% от номинала на сегодняшний день. Это снижение съело большую часть роста номинала за июнь. Это происходит из-за того, что рынок живет будущим и реагирует моментально.
В прошлые периоды 2017 и 2019 гг., когда наблюдалась дефляция по итогам месяца, рыночная цена 52001 опускалась до 96%, и мы считаем, есть высокая вероятность увидеть эти уровни и в этот раз. Такое снижение убьет всю индексацию номинала на 7.6% (мартовская инфляция).