FPO (Follow-on Public Offering) — выпуск эмитентом дополнительных акций в рынок или в пользу определенных инвесторов. Доля предприятия, приходящаяся на каждого владельца акции размывается. Это называется допэмиссией.
С 2011 года:
Кубаньэнерго — 3 допки
Ленэнерго — 3 допки, МРСК СК — 3 допки, Волги — 2 допки, Сибири — 1 допка (2012 год),
МРСК Урала, Центра, ЦП, Северо-запада, МОЭСК — ни одной допэмиссии с 2011 года.
Россети Юг — рекордсмен по допкам среди дочек МРСК, с 2012-го 4 раза:
до 2017-го
было 49,8 млрд штук акций
с 2017 го 61,1 млрд шт, с 2018 69 млрд шт, в 2019 82 млрд шт,
2020й год 151 млрд шт.
⇨ увеличение количества акций в 3,03 раза.
При этом, капитализация Россети Юг выросла с ₽2.42 млрд (конец 2016) до ₽7 млрд в 2021-м;
⇨ в 2.9 раза.
Что касается самой Россети (бывший Холдинг МРСК), то я зафиксировал (
по данным мос биржи) 5 допэмиссий. Все прошли в период с 2012 по 2017:
начало 2012 года 43 млрд акций
3 кв 2013 года 161 млрд акций
конец 2017 года 199 млрд акций
Моё отношение к допэмиссиям не однозначно. С одной стороны, для того и биржа нужна, что б привлекать капитал на рыночных условиях.
Для Общества — это самый безболезненный способ, вместо кредитов от госкомпаний на льготных условиях для «системообразующих» или выделения субсидий из ФНБ.
С другой стороны, если деньги от
FPO идут не на дело, а помогают исправлять низкую эффективность работы, а гос управляющие заняты освоением этих средств и не заинтересованы в повышении капитализации компании, то в такие бизнесы инвестировать смысла не вижу.
Мир в экономике