Блог им. gofan777

ДПМ-1 и ДПМ-2, что это такое и в чем отличие? Разбираемся...

Часто в обзорах генерирующих компаний встречается аббревиатура ДПМ или ДПМ-2. Не все знакомы с данными программами, сегодня я постараюсь прояснить этот момент.

Значительная часть генерирующих станций нам досталась со времен СССР, на некоторые блоки уже истек срок полезной эксплуатации и они нуждаются либо в замене, либо в кап. ремонте. После разделения РАО-ЕЭС России значительная часть станций перешла в частные руки. Новые владельцы не торопятся вкладывать миллиарды рублей в модернизацию старого оборудования, им нужен определенный стимул для этого. Таким стимулом стала программа ДПМ.

Программа ДПМ (или ДПМ-1) расшифровывается, как программа договоров о предоставлении мощности. Основной целью ее является стимулирование инвестиций в генерацию. В рамках первой программы (2010-2020 годы) компании строили новые генерирующие мощности, а крупные потребители брали на себя обязательство оплачивать мощность данных блоков по повышенным тарифам.

Грубо говоря, строительство шло за счет потребителей, только с постоплатой. Причем, в эти тарифы включалась надбавка, чтобы генерирующие компании не только вернули вложенные инвестиции, но и немного заработали на этом. Государство в данном случае выступало гарантом того, что потребители получат требуемый объем мощности, а производители энергии получат обратно свои деньги через повышенные тарифы.

В рамках ДПМ-1 было введено около 30ГВт новых мощностей, что на рынке создало избыток предложения. Спрос на электроэнергию и мощность последние 10 лет рос более низкими темпами, чем предполагалось ранее. Больше всего от программы выиграли ИРАО (6,1ГВт), ОГК-2 (4,4ГВт), Мосэнерго (2,9ГВт), Юнипро (2,4ГВт) и т.д.

Программа ДПМ-1 закончилась, но в стране осталось значительно количество старых мощностей. Все силы и средства компании пускали на строительство новых блоков, на модернизацию денег не выделялось в должном объеме.

Было принято решение продлить данную программу, только теперь не строить новые блоки, а до 2031 года модернизировать уже имеющиеся. Программу назвали ДПМ-2 (или ДПМ штрих). Суть ее такая же, как и у первой, модернизация мощностей идет за счет генерирующей компании, а потом это ложится на плечи потребителей в виде повышенных тарифов. В рамках ДПМ-1 повышенные тарифы размазывались на 10 лет, теперь срок увеличили до 15 лет. Общий объем инвестиций на программу ДПМ-2 установлен в размере 1,9 трлн. руб (2022 — 2031г).

Для справки, на 2020 год около половины всей генерации в РФ старше 40 лет, примерно 1/4 всей генерации старше 50 лет. Другими словами, через 10 лет больше половины генерирующих объектов будут работать сверх своей эксплуатационной нормы, что может приводить к авариям. Программа ДПМ-2 призвана частично решить данную проблему.

Мы не будем углубляться в механизм отбора мощностей для модернизации по ДПМ-2, подведем некоторые итоги тех отборов, которые уже состоялись.

На данный момент известны данные по отборам с 2022 по 2026 год. Основной объем на модернизацию выиграла ИРАО (4,95 ГВт), на втором месте Юнипро с долей 3,3 ГВт. Помимо модернизации текущих станций, с 2027 года должна появиться отечественная парогазовая турбина с локализацией более 70%. Но показатель локализации будет расти в последующие годы.

ДПМ-1 и ДПМ-2, что это такое и в чем отличие? Разбираемся...


По предварительным данным, для «Интер Рао» и «Т ПЛЮС» будут использованы турбины производства «Силовых машин» А. Мордашова. Оборудование для ОГК-2 будет получено от «Объединенной двигателестроительной корпорации» Ростеха.

Текущий механизм отбора объектов для ДПМ-2 имеет ряд недостатков, блоки отбираются не исходя из их необходимости и востребованности, а исходя из стоимости модернизации в пересчете на 1 МВт мощности. Таким образом, слово модернизация здесь не совсем уместна, компании просто меняют блок, произведенный в 1950 году на точно такой же блок произведенный чуть позднее, КПД при этом не увеличивается.

Надеюсь, немного прояснили отличия данных программ. Главное то, что зарабатывает на этом генерирующая компания через повышенные тарифы. А есть еще ДПМ ВИЭ, но это уже отдельная история.

Следить за всеми моими обзорами можете здесь: TelegramСмартлабВконтактеInstagram

★4
4 комментария
 компании просто меняют блок, произведенный в 1950 году на точно такой же блок произведенный чуть позднее, КПД при этом не увеличивается.
БРЕД!!!
avatar
Павел, судя по данным об УРУТ, это именно так. Может быть есть небольшая экономия, но она крайне незначительная.
Я имел в виду то, что вместо перехода на современные ПГУ продолжают обновлять паросиловые блоки в том числе. У них в принципе КПД ниже, чем у современных паро-газовых блоков. 
И назвать замену двигателя на жигулях модернизацией такое себе. Но, видимо, пока не появится отечественная турбина, это решение видят оптимальным.
Георгий Аведиков, а двигатель жигулей чем вас не устраивает? Вы предлагаете двигатель от жигулей заменить на дизель от тепловоза? У него же КПД выше!
ПГУ вообще не современные, а родом из 70-х.

Смысл ДПМ-2 — это обновление генерирующих мощностей, а не мифическая экономия.
avatar
avatar

теги блога Георгий Аведиков

....все тэги



UPDONW