Блог им. Sid_the_sloth
Серьёзный железнодорожный оператор въезжает на трек новых биржевых заимствований. Холдинг «ТрансФин» я ещё ни разу не прожаривал, и похоже настала пора — компания после затишья решила разместить свои облиги, причем с ходу ДВА выпуска. В лучших традициях недавних АФК Системы и КАМАЗа.
Я уже 7 лет активно инвестирую в долговой рынок РФ (и не только — рассказывал, как я погорел на египетских облигациях), и постоянно слежу за новинками, достойными внимания. Ранее делал обзоры на новые выпуски Система, Атомэнергопром, КАМАЗ, ЯНАО, ХМАО, ГТЛК, реСтор, Лидойл, Балт._лизинг, Совкомфлот, Борец, НижегорОбл, ПР_Лизинг, Эталон, ПКТ.
Чтобы не пропустить обзоры, подписывайтесь на фирменный телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
🚊А теперь — погнали смотреть на новые выпуски ТрансФин-М!

🚊ТрансФин-М специализируется на железнодорожных перевозках и операционной аренде ж/д техники и спецтехники. Вместе с дочерними предприятиями (ООО «Атлант» – частный оператор подвижного состава, ООО «ТФМ-Спецтехника» и др.) образует Группу ТФМ.
На конец 2024, компания управляла парком из 61 тыс. различных типов ж/д вагонов. Клиенты ПАО «ТрансФин-М» — ведущие российские предприятия из угольной, металлургической и прочих промышленных отраслей.
По оценкам компании, «ТрансФин-М» занимает 6-е место на рынке среди частных операторов РФ по парку полувагонов и 2-е место по парку крытых вагонов.
👉Название холдинга фигурировало в громких судебных процессах. В 2024 г. экс-гендиректора приговорили на 7 лет по делу о хищениях имущества компании в особо крупных размерах. В том же году по подозрению в мошенничестве арестовали экс-совладельца «ТрансФин-М» и двоих членов совета директоров.
⭐Кредитный рейтинг: A «позитивный» от Эксперт РА (май 2025), А «стабильный» от НКР (ноябрь 2025), А+ «стабильный» от НРА (ноябрь 2025).
💼В обращении целый ряд выпусков облигаций и 1 выпуск ЦФА, все в рублях, на общую сумму 7,42 млрд ₽.

Смотрим консолидированную отчетность МСФО за 6 мес. 2025:
✅Выручка: 49,7 млрд ₽ (+14% г/г). EBITDA (по моей оценке) составила 27,9 млрд ₽. За весь 2024 г. компания заработала 92,7 млрд ₽ (+12% на фоне 2023 г).
🔻Чистая прибыль: 2,35 млрд ₽ (падение более чем в 5 раз г/г). Более чем в 2 раза выросли финансовые расходы (с 5,8 до 13 млрд ₽). По итогам 2024 г. была прибыль 24,65 млрд ₽ (+7,3% г/г).
💰Собств. капитал: 40,1 млрд ₽ (-0,7% за 6 мес). Активы с начала года взлетели в 2,5 раза до 396 млрд ₽ за счет резкого роста объема основных средств на 200 млрд. На счетах 8,79 млрд ₽ кэша (в конце 2024 было 8,61 млрд).
🔺Кредиты и займы: 200 млрд ₽ (рост в 2,2 раза за полгода!). Чистый долг на 30.09.2025 составил 191 млрд ₽. Таким образом, отношение ЧД к капиталу составляет значительные 4,77х. Нагрузка по показателю ЧД/EBITDA LTM по моей оценке выросла с 1,31х сразу до 3,4х.

💎Выпуск 3Р1 (фикс):
● Название: ТрансФ-003Р-01
● Купон: до 17,5% (YTM до 18,98%)
● Срок: 7 лет
❗ Оферта: да (пут через 3 года)
● Выпуск для всех
💎Выпуск 3Р2 (флоатер):
● Название: ТрансФ-003Р-02
● Купон до: КС+350 б.п.
● Срок: 7 лет
❗ Оферта: да (пут через 2,5 года)
❗ Только для квалов
💎Общие для обоих выпусков:
● Номинал: 1000 ₽
● Общий объем: 5 млрд ₽
● Выплаты: 12 раз в год
● Амортизация: нет
● Рейтинг: А от ЭкспертРА и НКР, А+ от НРА
👉Организаторы: ВТБ Капитал Трейдинг, Газпромбанк, Совкомбанк.
⏳Сбор заявок — 1 декабря, размещение — 5 декабря 2025.
❗UPDATE: Размещение перенесено на неопределенный срок❗

🛤️Итак, ТрансФин-М размещает фикс и флоатер общим объемом 5 млрд ₽ на 7 лет с ежемесячными купонами, без амортизации и с офертами спустя 3 и 2,5 года соответственно.
✅Крупный эмитент. Один из лидеров среди операторов ж/д перевозок. Входит в ТОП-5 собственников грузовых вагонов в РФ.
✅Неплохой кредитный рейтинг. Сразу три рейтинговых агентства считают, что у компании сильные рыночные позиции, высокая рентабельность и хорошая ликвидность. Эксперт РА даёт «позитивные» прогнозы, но оценка была ещё в мае, а с тех пор многое изменилось не в лучшую сторону.
👉Пут-оферты. На обещанные 7 лет доходность зафиксировать не получится — впереди нас подстерегают оферты по обеим облигам.
⛔Резкий рост долга. За полгода компания набрала более 100 млрд кредитов и увеличила долговую нагрузку ЧД/EBITDA (по моей приблизительной оценке) с комфортных 1,3х до уже серьезных 3,4х. Чистый долг покрывается капиталом всего на 21%.
⛔Флоатер только для квалов. Из-за этого ликвидность может быть понижена. Если вы ещё не квал, то читайте мою инструкцию и приступайте к окваливанию.
💼Вывод: выпуски в целом выглядят относительно надежно: запас прочности у ж/д оператора должен быть хороший, вот только обновление парка вагонов требует постоянных вливаний. Из-за этого в последнее время сильно выросли финансовые расходы и взлетела долговая нагрузка.
Купон 17,5% на 3 года смотрится весьма неплохо на цикле снижения ставок, но его вполне могут ушатать куда-то ближе к 16%. Флоатер при условии сохранения спреда на мой взгляд поинтереснее, однако приобрести «плавающий» выпуск смогут лишь квалы.
🎯Другие свежие флоатеры: НижегорОбл 34017 (рейтинг А+, купон КС+215 б.п), Автобан П07 (А+, КС+350 б.п), Инарктика 2Р5 (А+, КС+290 б.п), ТрансКонтейнер 02-02 (АА, КС+250 б.п), Новотранс 2Р2 (АА-, КС+225 б.п), ВИС П10 (А+, КС+375 б.п), АФ Банк 1Р17 (АА, КС+215 б.п), МСП Факторинг 1Р1 (АА, КС+300 б.п), Село Зелёное 1Р1 (А, КС+260 б.п).
👉Подписывайтесь на мой телеграм — там все обзоры, подборки, качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 Подборка ЛУЧШИХ СВЕЖИХ облигаций за ноябрь 2025. Часть 1
📍 7 самых доходных облигаций на 1-3 года с ежемесячным купоном
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Т-Пульс: sid_the_sloth
Что то есть пошлое и мерзкое в этих действиях эмитентов.
Например давно уже пора принять закон по которому при пут оферте на эмитента перекладываются расходы по подаче заявки на выкуп ценных бумаг которые сейчас несет держатель ценных бумаг.