Блог им. Marek
Сегодня Всемирная ассоциация производителей стали (worldsteel) опубликовала краткосрочный прогноз спроса на сталь на 2024 и 2025 годы. Worldsteel прогнозирует, что в этом году спрос вырастет на 1,7% и достигнет 1 793 млн тонн. Прогнозируется, что спрос на сталь вырастет на 1,2% в 2025 году и достигнет 1 815 млн тонн.
Комментируя прогноз, д-р Мартин Тойрингер (Martin Theuringer), председатель Комитета по экономике worldsteel, сказал: «После двух лет отрицательного роста и сильной волатильности рынка после кризиса COVID в 2020 году мы видим первые признаки того, что мировой спрос на сталь выйдет на траекторию роста в 2024 и 2025 годах.
Мировая экономика продолжает демонстрировать устойчивость, несмотря на ряд сильных препятствий, затяжные последствия пандемии и вторжения России в Украину, высокую инфляцию, высокие затраты и падение покупательной способности домохозяйств, растущую геополитическую неопределенность и сильное ужесточение денежно-кредитной политики. По мере того, как мы приближаемся к концу этого цикла ужесточения денежно-кредитной политики, мы заметили, что более жесткие условия кредитования и более высокие затраты привели к резкому замедлению активности на рынке жилья на большинстве основных рынков и затруднили производственный сектор во всем мире. Несмотря на то, что, судя по всему, мировая экономика испытает мягкую посадку в результате этого цикла ужесточения денежно-кредитной политики, мы ожидаем, что рост мирового спроса на сталь останется слабым, а волатильность рынка останется высокой из-за запаздывающего воздействия ужесточения денежно-кредитной политики, высоких затрат и высокой геополитической неопределенности».
Мы ожидаем, что спрос на сталь в Китае в 2024 году останется примерно на уровне 2023 года, поскольку инвестиции в недвижимость продолжат снижаться, но соответствующее снижение спроса на сталь будет компенсировано ростом спроса на сталь за счет инвестиций в инфраструктуру и обрабатывающий сектор. В 2025 году мы видим, что спрос на сталь в Китае вернется к нисходящему тренду со снижением на 1%.
Этот прогноз предполагает, что к 2025 году спрос на сталь в Китае будет значительно ниже, чем в 2020 году. Этот прогноз также согласуется с нашим мнением о том, что Китай, возможно, достиг своего пика спроса на сталь, и спрос на сталь в стране, вероятно, продолжит снижаться в среднесрочной перспективе, поскольку Китай постепенно отходит от модели экономического развития, зависящей от инвестиций в недвижимость и инфраструктуру.
На 2023 год наша оценка видимого использования стали (ASU) в Китае основана на официальной статистике и предполагает снижение на 3,3%. Это представляет собой пересмотр в сторону понижения нашей оценки темпов роста спроса на сталь в 2023 году примерно на 5 процентных пунктов по сравнению с нашим предыдущим прогнозом, сделанным в октябре 2023 года. Спрос на сталь в Китае в 4 квартале прошлого года действительно был слабее, чем мы ожидали еще в октябре 2023 года. Тем не менее, показатели основных секторов, потребляющих сталь, свидетельствуют о том, что фактический спрос на сталь был лучше, чем расчетный ВРУ.
Наши прогнозы для всего мира, за исключением Китая, предполагают повсеместный рост спроса на сталь на относительно высоком уровне в 3,5% в год в течение 2024-25 годов.
На наш взгляд, ЕС (и Великобритания) остается регионом, который в настоящее время сталкивается с самыми большими вызовами. Регион и, в частности, его сталелитейные отрасли сталкиваются с проблемами по целому ряду направлений: геополитические сдвиги и неопределенность, высокая инфляция, ужесточение денежно-кредитной политики и частичное прекращение фискальной поддержки, а также все еще высокие цены на энергоносители и сырьевые товары. Сохранение этих негативных факторов привело к значительному падению спроса на сталь в регионе в 2023 году до самого низкого уровня с 2000 года и существенному пересмотру прогноза на этот год в сторону понижения. Ожидается, что после лишь технического восстановления в 2024 году спрос на сталь в регионе наконец-то покажет значимое восстановление с ростом на 5,3% в 2025 году. Прогнозируемый спрос на сталь в ЕС в 2024 году всего на 1,5 млн тонн выше, чем пандемический минимум в 2020 году.
В отличие от ЕС, спрос на сталь в США продолжает демонстрировать здоровые фундаментальные показатели спроса на сталь. Ожидается, что спрос на сталь в стране быстро вернется на траекторию роста в 2024 году после резкого падения, вызванного замедлением рынка жилья в 2023 году, благодаря высокой инвестиционной активности, которая получила толчок благодаря Закону о снижении инфляции и постепенному восстановлению активности на рынке жилья.
Мы отметили, что спад в жилищном строительстве, вызванный высокими процентными ставками и высокими затратами на строительство, привел к снижению спроса на сталь в большинстве основных регионов-потребителей стали.
В 2023 году мы наблюдали резкое падение активности на рынке жилья в США, Китае, Японии и ЕС, и ожидается, что слабость жилищной активности сохранится и в 2024 году на большинстве основных рынков из-за запаздывающего влияния ужесточения денежно-кредитной политики. Ожидается, что существенное восстановление жилищного строительства начнется только с 2025 года.
Слабость мировой производственной активности из-за высоких затрат и неопределенности, жестких условий финансирования и слабого мирового спроса также препятствовали мировому спросу на сталь в 2023 году. Опережающие индикаторы предполагают начало восстановления мировой производственной активности в 2024 году. Автомобилестроение стало заметным исключением из общей слабости производства, поскольку сектор, наконец, продемонстрировал долгожданное сильное восстановление в 2023 году на фоне отложенного спроса и ослабления ограничений в цепочке поставок. После года сильного двузначного роста во всех основных странах-производителях автомобилей мы ожидаем, что в 2024 году в большинстве из них сектор покажет слабый рост в лучшем случае.
Высокая инвестиционная активность в производственных мощностях и общественной инфраструктуре поддержала мировой спрос на сталь в 2023 году. Инвестиции в производственные мощности обусловлены стремлением крупнейших экономик развивать стратегические отрасли и обеспечивать надежность поставок стратегических компонентов и материалов на фоне растущей геополитической напряженности. Мы считаем, что «зеленый» переход мировой экономики, требующий экономических преобразований беспрецедентного масштаба и масштаба, является одним из основных факторов, обуславливающих рост государственных инвестиций в инфраструктуру. Например, недавнее исследование Комитета по экономике показало, что мировой спрос на сталь для новых ветроэнергетических установок утроится к 2030 году и составит примерно 30 млн тонн по сравнению с началом 2020-х годов. Несмотря на то, что доля спроса на сталь для ветроэнергетических установок останется относительно низкой в общем мировом спросе, она может оказать довольно заметную поддержку общему спросу на сталь в некоторых регионах, таких как Европа.
Мы также считаем важным отметить, что государственные инвестиции в инфраструктуру, направленные на укрепление инфраструктуры против растущих рисков изменения климата и восстановление районов, пострадавших от стихийных бедствий, стали основными факторами, поддерживающими спрос на сталь в некоторых крупных странах-потребителях стали в 2023 году (например, в Японии, Китае, Корее, Турции).
Мы ожидаем дальнейшего роста инвестиций в общественную инфраструктуру и производственные мощности. Тем не менее, мы также видим, что высокие затраты на строительство и нехватка рабочей силы становятся основными сдерживающими факторами для многих крупных экономик, и это может сдерживать дальнейший рост инвестиций в государственную инфраструктуру и производственные мощности в краткосрочной перспективе.
Мы отмечаем, что риски снизились с момента нашего последнего обновления в октябре 2023 года и являются сбалансированными.
С другой стороны, мы считаем, что более быстрая, чем ожидалось, дезинфляция, сопровождаемая дальнейшим смягчением денежно-кредитной политики, может обеспечить значительный импульс для секторов, использующих сталь, особенно жилищного строительства. Мы также считаем, что ускорение глобальных усилий по декарбонизации или усилий по укреплению общественной инфраструктуры для защиты от растущих рисков, связанных с изменением климата, является значительным позитивным риском, который может поддержать мировой спрос на сталь в будущем.
С другой стороны, мы видим, что дальнейшая эскалация геополитической напряженности, инфляционное давление, оказывающееся более устойчивым, чем ожидалось, и высокий и растущий уровень государственного долга, вызывающий бюджетную консолидацию в крупнейших экономиках, являются значительными рисками, которые, безусловно, могут замедлить продолжающееся восстановление экономики или даже пустить его под откос.
#Ends#