Зачем корпорации выпускают долги:
Финансировать развитие (капитальные расходы)
Совершать поглощения
Инвестиции в рабочий капитал (для бизнесов с длинным циклом оборачиваемости)
Не размывать долю текущих акционеров
Преимущества дола:
Дешевле чем акционерный капитал
Улучшает возврат на акционерный капитал
Дает возможность снизить налоговую нагрузку
Недостатки долга:
Возрастает риск дефолта
Увеличивает суммарную стоимость капитала (WACC) в случае чрезмерного роста по отношению к собственному капиталу
Наличие ковенант (ограничений на бизнес со стороны кредиторов)
Почему акционеры должны беспокоиться о долге:
Обслуживание долга снижает размер кэша, доступного для выплаты дивидендов
Китай и США неразрывно связаны экономическими связями, и более того, многие видят в Китае нового мирового лидера. Так же Китай первым вышел из рецессии, а значит, информация от туда может являться своего рода лидирующим индикатором того, что будет происходить в США.
Так вот, экономический импульс, который Китай первым в мире набрал, постепенно начинает выдыхаться. Нет, конечно речь не идет о сокращении экономики или очередной рецессии, речь идет о замедлении темпов роста. Но именно темпы роста экономики задают динамику на долговом рынке.
На графике ниже хорошо видны две взаимосвязи. На графике слева видна корреляция ставок в США и Китае, а на графике справа динамика ставок в Китае и экономическим импульсом. График справа говорит нам о том, что доходности в Китае должны как минимум прекратить свой рост, а возможно даже с корректироваться. И эту коррекцию мы наблюдаем прямо сейчас. Это дает нам основание полагать, что и рост доходностей в США либо достиг своего пика, либо находиться где-то вблизи него.

Наверняка вы уже слышали такой термин как — экспорт инфляции. США, как крупнейший в мире потребитель (хотя по многим позициям уже нет) задает глобальный ценовой тренд. Если спрос на товар, который производится в другой части света, растет в США, то, благодаря глобализации, стоимость этого товара вырастит и в стране производителе.
Эта взаимосвязь хорошо оказалась видна с лесом, когда его стоимость в США выросла в разы, и в Беларуси, которая вряд ли поставляет лес напрямую в США, и, в общем то, кроме леса и моды на усы среди госслужащих, ничего не имеет, испытала рост цен на древесину.
Таким образом США экспортирует любые процессы, которые протекают в рамках ее системы. Имеем инфляцию — получите и распишитесь. Дефляцию, как во время Великой Депрессии, роспись все там же.
В итоге не США, а именно другие страны вынуждены реагировать на эти процессы монетарными мерами первыми. В то время как в США еще не настало время, чтобы думать о том, чтобы думать о повышении ставок, такие страны как Россия, Бразилия, Венгрия уже подняли процентные ставки. И даже Китай вынужден задавать сдерживающую монетарную политику, чтобы не получить перегрев экономики.
Речь пойдет про позицию в конкретной компании. Конечно, структура портфеля может быть разной. Портфель может быть диверсифицирован по широкому классу активов, а может содержать только акции. Тут у каждого свое мнение на то, чье же “кунг фу” лучше. Но вот что касается доли отдельной позиции/компании, то есть ряд логических и статистических параметров.
Бытует такое мнение, что покупать надо на 1% или около того. Но что значит такая рекомендация по факту? Беря столь незначительную долю в компании для своего портфеля, вы просто не берете ответственность за эту позицию. Давайте будем честны, у вас нет проблем с ликвидностью, вы не инвестируете миллиарды. На свой капитал практически в любой акции у вас моментальная ликвидность. Единственное оправдание таким действиям — это страх ошибиться. Но какова цена этого страха?
Статистически фонды в которых более 20 компаний практически никогда не бьют широкий рынок. Если посмотреть на фонды с лучшей доходностью, чем у рынка, там, как правило, высокая концентрация в отдельных компаниях. Это и есть так называемый сток пикинг, тот уровень скилов по выбору компаний, который и позволяет получать более высокую доходность. Если вы берете в портфель 50+ компаний, то итоговая доходность с большой вероятностью будет хуже рынка. Так в чем же смысл?
Вторая половина прошлого года была примечательна тем, что довольно проблемные компании показывали умопомрачительный рост капитализации, несмотря на все имеющиеся трудности в их бизнесе. Кто-то может счесть это аномалией, но это вовсе не так.
По истории это вполне типичная ситуация, и встречается с регулярным постоянством. График ниже показывает результаты “отличных” и “плохих” компаний после 80-го года. Доходность за 5 лет вторых оказалась чуть ли не в два раза выше первых, а разница с широким рынком оказалась +12.4% у “плохих”, против +1.1% у “отличных”.
Как такое может быть, и самое главное — почему? Ведь мы привыкли считать, что покупать надо только хорошие компании, которые растут и имеют здоровое финансовое положение.
Чтобы лучше понять ответ на этот вопрос, можно провести очень простую аналогию. Мы можем представить будущее компании как спектр возможных вариантов, где 0 — это самый плохой сценарий, а 100 — самый благоприятный. Так вот, когда у компании проблемы, очень вероятно, что ее цена учитывает сценарии на уровне 15-20, а возможно и ниже. Это означает, что даже малейшее улучшение ее перспектив может значительно изменить текущую стоимость. Обратная же ситуация, когда у нас великолепная компания. Это значит, что ее цена учитывает спектр на уровне 75-90, что практически не оставляет шансов на возможное улучшение.